УТВЕРЖДЕНО Постановлением главы администрации Волгоградской области от 30 июня 2006 года №797

П О Л О Ж Е Н И Е об оплате труда работников государственных областных учреждений образования (в сокращении)

1.Общие положения

1.2. Оплата труда работников государственных областных учреждений образования (далее именуются - образовательные учреждения) осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Волгоградской области.

1.3. Разряды оплаты труда педагогических работников определяются в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенной должности) либо от наличия второй, первой или высшей квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации.

Должностные оклады руководящих работников определяются в зависимости от наличия у них первой или высшей квалификационной категории с учетом группы по оплате труда руководителей, к которой образовательные учреждения отнесены по объемным показателям их деятельности согласно приложению.

1.4. Размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий:

показателей квалификации (образование, стаж педагогической работы, наличие квалификационной категории, наличие ученой степени, почетного звания), в соответствии с которыми регулируется размер ставки заработной платы (должностного оклада) работника с учетом межразрядных коэффициентов;

продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников;

объемов учебной (педагогической) работы;

размеров повышения ставок (окладов) в процентах, на которые ставки (оклады) специалистов, работающих на селе, увеличиваются по сравнению с соответствующими специалистами в городской местности, а ставки (оклады) работников образовательных учреждений для детей-сирот, коррекционных учреждений, лицеев, гимназий и других - по сравнению с размерами ставок (окладов) работников, которые в таких образовательных учреждениях не работают;

порядка исчисления заработной платы педагогических работников на основе тарификации;

выплаты установленной при тарификации заработной платы независимо от количества дней и недель в месяце, а также в период каникул и в период отмены учебных занятий (образовательного процесса) по климатическим и санитарно-эпидемиологическим основаниям;

особенностей исчисления почасовой оплаты труда педагогических работников;

дополнительной оплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий;

дополнительной оплаты труда педагогических и других работников за работу, не входящую в их должностные обязанности, в том числе связанную с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ и другое);

других условий оплаты труда, установленных действующими областными нормативными правовыми актами после 1 января 2005 года.

1.5. Размеры доплат работникам образовательных учреждений и порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг их основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетом и другое), определяются образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре, локальном нормативном акте образовательного учреждения.

4.Порядок исчисления заработной платы

4.1.1. Месячная заработная плата учителей и преподавателей определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации и повышений, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.

6.Размеры повышений ставок заработной платы и должностных окладов

6.1. Педагогическим и другим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) в следующих случаях и размерах:

6.1.1. За работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития) - на 15-20 процентов;

6.1.2. За работу в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (классах, группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении, - на 15-20 процентов;

6.1.3. За работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением медицинским работникам - на 30 процентов, педагогическим и другим работникам - на 15-20 процентов.

6.1.4. За работу в общеобразовательных школах-интернатах - на 15 процентов.

7. Надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам)

7.2. Педагогическим и инженерно-педагогическим работникам специальных учебно-воспитательных учреждений - 30 процентов.

7.3. Педагогическим работникам образовательных учреждений:

за ученую степень кандидата наук - 900 рублей;

за ученую степень доктора наук - 1500 рублей.

Выплата надбавки производится пропорционально объему выполняемых работ.

7.4. Научно-педагогическим работникам образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов:

за должность доцента - 40 процентов;

за должность профессора - 60 процентов.

7.5. Директорам спортивных школ, имеющих собственную материальную базу (наличие оборудованных спортивных сооружений, здравпункта, автохозяйства, общежития, пищеблока), - 20 процентов.

7.6. Директору, заместителю директора, главному бухгалтеру детско-юношеской спортивной школы, имеющей объем учебно-преподавательской работы не менее 40 тренерских ставок, - 15 процентов.

Комментарий

Ольга ОЛЕЙНИКОВА, начальник отдела планирования, финансирования и статистики Комитета по образованию Волгоградской области:

- В новом Положении нами сохранены буквально все повышения ставок и должностных окладов. Прописаны там и надбавки, принятые ранее на региональном уровне. Кроме того, в Волгоградской области законодательно закреплены прежние размеры тарифных коэффициентов, которые, по нашим сведениям, в ряде территорий снижены. После индексации с 1 мая 2006 года базовая ставка 1-го разряда равна 1100 рублям, то есть остается федеральный уровень финансирования.

Остановимся более подробно на некоторых разделах Положения. Я бы начала с раздела 7, потому что там изложены именно наши региональные предложения.

Обращено внимание на то, что в учреждениях образования сегодня в принципе трудится очень мало работников, имеющих ученую степень. Кандидатов и докторов наук в школу, как известно, калачом не заманишь. Но ведь и мало-мальских условий для привлечения в педагогические учреждения «остепененных» кадров практически не было. Это мы предусмотрели в своем Положении.

Надеемся, что новые региональные надбавки за ученую степень усилят научный потенциал школы и послужат известным стимулом для занятий наукой учителей-практиков.

Как видно из текста документа, за ученую степень кандидата наук учителям Волгоградской области будут доплачивать 900 рублей в месяц, за звание доктора наук - 1500 рублей. Аналогичные надбавки получают сотрудники в вузах.

Пункты 7.5 и 7.6 вводят в отраслевую систему оплаты труда хорошо забытые старые надбавки и доплаты, которые в течение длительного времени практически не использовались. Теперь они законодательно «реанимированы».

6-й раздел гарантирует сохранение федерального уровня повышения ставок и должностных окладов, то есть того, что было достигнуто в этом плане ранее.

Говоря о региональной системе оплаты труда, нельзя обойти областной закон «О порядке определения норматива финансирования общеобразовательных учреждений и части расходов на реализацию общеобразовательных программ» от 12 декабря 2005 года №1143.

В нем заложен дифференцированный подход к размерам субвенций, в том числе для сельских малокомплектных школ. Нельзя закрывать глаза на то, что в последнее пореформенное десятилетие контингент учащихся ощутимо сокращается. Если брать среднеобластные цифры, то ежегодно в начале учебного года мы недосчитывались 10, а то и 20 тысяч детей. Особенно ярко эта тенденция проявляется на периферии.

Задачей экономистов было не обидеть сельского учителя в зарплате, не «зарубить» сельские школы, а сделать так, чтобы они продолжали нормально функционировать.

Поэтому все школы разделены на четыре группы - две городские и две сельские с разной наполняемостью классов. Это дает шанс получить необходимые денежные средства на одного ученика даже школе в глубинке.

Сейчас мы видим, что такой подход при обсчете субвенций оправдывает себя: прекратились жалобы из сельской местности на недостаточное финансирование. Приведу пример: учебные расходы на одного ребенка в среднем составляют около 400 рублей. Благодаря тому, что закон разрешает гибкий подход к расчету субвенций, сельские школы, имеющие наполняемость 3-5 учеников, могут получать до 700 рублей на одного учащегося. Используя методику вышеназванного закона, мы в состоянии спасти сеть сельских учебных заведений. Ведь в ряде районов (в Нехаевском, Урюпинском, Алексеевском) очень низкая наполняемость классов, в среднем 10-11 учеников.

Областное законодательство о финансовом нормативе действует уже более полугода, и нареканий на недостаточный объем субвенций за это время не поступало.

Разумеется, проводится предварительное комплектование с учетом прогноза на новый учебный год, отслеживаются результаты аттестации педработников. Например, в январе 2006 года мы планировали около 3 миллиардов рублей субвенций. Затем уточнили, сколько педработников получили очередные квалификационные категории. После этого субвенцию понадобилось увеличить еще на 143 миллиона рублей.

Помимо стажа и образования учителя, на размер его зарплаты влияют статус молодого специалиста, место работы (сельская или городская местность).

Молодые специалисты, поступившие в областные государственные или муниципальные учреждения, получают надбавку из областного бюджета в размере 30 процентов от оклада. Тот, кто закончил вуз с отличием и имеет красный диплом, имеет надбавку 50 процентов от оклада. Плюс подъемные. Единовременное пособие молодому специалисту устанавливается в размере 5-кратной тарифной ставки.

Все сотрудники сельских школ получают региональную надбавку 25 процентов от оклада. И уже к этой сумме применяются повышающие коэффициенты за работу в лицее или гимназии, коррекционной школе или сиротском учреждении.

Кроме того, при формировании субвенции мы закладываем надтарифный фонд в размере не менее 25 процентов от фонда оплаты труда. Таким образом, работники учебных заведений в зависимости от своей профессиональной активности и состоятельности могут рассчитывать на получение доплат и надбавок.

Как расходовать средства из надтарифного фонда, решает руководитель конкретной школы. Надтарифный фонд - хороший экономический инструмент для поощрения всех членов коллектива, от завуча до технички. Право на поощрение имеют все, в зависимости от собственного вклада, дисциплины, профессиональных достижений.

Раньше приходилось сталкиваться со случаями, когда надтарифный фонд составлял 8, даже 5 процентов от ФОТ. Люди работали фактически на голых ставках. Сейчас в регионе четкая установка - надтарифный фонд должен быть не ниже 20 процентов.

Еще 2 процента к ФОТ при формировании субвенций закладываются на аттестацию. Это тоже резерв для директора школы. Не секрет, что учителям, желающим сдать на очередную категорию, могли отказать из-за недостаточного объема средств.

Сама система ЕТС у меня лично, как у экономиста с большим стажем, неприязни не вызывает. В ней есть возможности для маневра, для дифференцированной оценки труда не только педагога, но и уборщика, слесаря, водителя.

Подготовила Юлия ГРЕЧУХИНА