В принципе разработку отраслевой системы оплаты труда, за которую ратуют сегодня практически все, Министерство образования и науки РФ успешно вело до тех пор, пока финансисты не сказали: «Стоп, денег на это нет и в ближайшее время не появится». Видимо, поэтому решено было пойти другим путем - путем поэтапного повышения зарплаты. Сегодня, чтобы не нарушать законодательства, создана межведомственная рабочая группа Российской трехсторонней комиссии по подготовке Единых рекомендаций по установлению в 2007 году систем оплаты труда на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Эта группа работает вместе с представителями отраслевого Профсоюза работников народного образования и науки и Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Работа масштабная: нужно не только решить множество проблем формирования и введения новой системы оплаты труда педагогов, но и установить сроки и размер индексации их зарплаты в 2007 году, до начала которого буквально рукой подать.

Пока можно сказать, что работа у Минздравсоцразвития РФ вместе с межведомственной рабочей группой РТК получается, хотя, конечно, не все просто и гладко. Дело в том, что при общем убеждении в необходимости новой системы оплаты труда все участники работы имеют свое представление о том, какой эта система должна быть. Полгода работы комиссии ушло на то, чтобы выработать согласованные подходы к формированию единых принципов организации оплаты труда в бюджетной сфере. Кому-то покажется это расточительной тратой времени, но тут была важна именно согласованность подходов, ибо необходимо иметь общую позицию пока хотя бы на федеральном уровне, иначе на выработку компромиссной позиции с регионалами и муниципалами уйдет слишком много времени.

Регионов много, муниципалитетов еще больше, совпадение позиций у них в основном пока одно: сначала определить, есть ли деньги на повышение зарплаты, а потом подумать, как сделать так, чтобы траты на это благородное дело не нанесли региональному и муниципальному бюджету существенного урона. Поэтому разработчики решили так: сначала разработать проект системы оплаты труда для работников государственных федеральных учреждений бюджетной сферы, а затем рекомендовать ее регионам и муниципалитетам. Это логично, поскольку, во-первых, специалистов для того, чтобы выполнить такую работу, там нет, во-вторых, уж коль мы все-таки ратуем за сохранение единого образовательного пространства в России, необходимо начать все с единых подходов к системе оплаты труда.

Что мешает сегодня продвигаться вперед? Прежде всего то, что систему оплаты труда разрабатывают для всей бюджетной сферы, в которую входят такие отрасли, как здравоохранение, культура и образование. У каждой - своя специфика деятельности, и соотнести их чрезвычайно трудно. Не случайно педагоги говорят, что отдельно для образования можно было бы разработать систему быстрее. Кстати, у разработчиков в самом деле все получается удачнее, когда они принимаются за систему оплаты в образовании. Во всяком случае на недавнем семинаре в Санкт-Петербурге, который провели Минобрнауки РФ и ЦК Профсоюза работников народного образования и науки, говорилось о довольно стройных принципах формирования системы оплаты труда работников федеральных учреждений образования на основе базовых ставок и окладов. При этом, правда, необходимо установить единые квалификационные требования для категорий работников образования.

Медленно, но верно рабочая группа готовит проект постановления Правительства РФ «О совершенствовании организации заработной платы работников федеральных государственных учреждений». При этом отрадно, что разработчики принимают предложения профсоюза, в частности, о выделении дополнительно профессионально-квалификационной группы для преподавателей вузов, к которым предъявляются уместные требования по квалификации, связанные с наличием у них ученой степени кандидата или доктора наук. Появление дополнительной профессионально-квалификационной группы на этот раз должно восстановить справедливость по отношению к вузовцам и установить базовый гарантированный оклад в достаточно большом размере для тех преподавателей высшей школы, которые имеют ученые степени. Выделение таких преподавателей в отдельную группу позволит это сделать, так как оплата труда будет зависеть от того, к какой профессиональной группе отнесена та или иная должность с учетом требований к квалификации. А квалификация, как предполагается, будет зависеть от уровня профессионального образования, профессиональной подготовки и, возможно, стажа работы.

Но если с профессорами и преподавателями высшей школы в части квалификации и требований к ней более или менее ясно, то вот с учителями есть проблемы. Дело в том, что для бюджетной сферы отнесение должностей служащих, включая учителей и других педагогических работников, к профессионально-квалификационным группам будут производить по наименьшим квалификационным требованиям, необходимым для занятия той или иной должности. До сего времени учителю нужно было иметь либо среднее специальное, либо высшее профессиональное образование. Конечно, сегодня все больше усиливается тенденция замены работников образования, имеющих среднее профессиональное образование, на тех, кто имеет высшее. Но значительное число преподавателей, имеющих среднее профессиональное образование, работают там, где высшее вроде бы не очень требуется. Скажем, воспитатели детского сада могут хорошо работать и с дипломами педучилища или колледжа. Иными словами, сегодня разработчикам проекта нужно договориться о том, предъявлять ли к российским учителям требования о наличии исключительно высшего профессионального образования. Можно предположить, что если это требование будет введено, то у системы образования возникнут серьезные кадровые проблемы, ведь на повышение зарплаты рассчитывают обладатели дипломов не только о высшем, но и о среднем профессиональном образовании.

Понятно, что рассчитывать на кардинальное повышение зарплаты не стоит - у государства нет таких денег. Но тут разработчики уповают на предприимчивость руководителей образовательных учреждений. Если организационно-правовая форма учреждения позволяет оказывать образовательные услуги и получать внебюджетное финансирование, то его руководитель при новой системе оплаты труда сможет регулировать зарплату своих работников, скажем, делать доплаты к базовым должностным окладам, что улучшит материальное положение работников. Одновременно разработчики предполагают провести унификацию надтарифных и стимулирующих выплат и определить порядок их применения, сохранив за учреждениями образования право самостоятельно устанавливать эти выплаты в пределах средств, предусмотренных действующим законодательством.

Ясно, что не будет одномоментного перехода на новую систему оплаты труда, поскольку ни организационно, ни финансово страна к этому не готова. Но нужно решить, как оплачивать труд работников образования и какая система должна быть базовой на следующий год. Российская трехсторонняя комиссия рекомендовала в качестве базовой системы оплаты труда на 2007 год использовать Единую тарифную сетку, ибо пока ничего лучше нет.

Между тем Министерство образования и науки РФ по своей инициативе разработало и направило на согласование во все заинтересованные федеральные министерства и ведомства проект постановления Правительства РФ «О мерах государственной поддержки субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, включающие изменение системы оплаты труда и повышение доходов учителей». Это постановление предусматривает конкурс регионов, которым на основе заключенных договоров в течение трех лет будут предоставляться субсидии. При этом субъекты РФ получат такую возможность при соблюдении нескольких условий.

К этим условиям относятся прежде всего «изменения системы оплаты труда и повышение доходов учителей путем введения новой оплаты труда, предполагающей учет результатов деятельности педагогических работников, рост объема стимулирующих надбавок в фонде оплаты труда образовательных учреждений, эффективный учет и рациональное распределение в базовой части фонда оплаты различных видов труда педагогических работников, его специфики и трудозатрат, а также оптимизацию соотношения между оплатой за почасовую аудиторную нагрузку, за сложность учебных предметов, за число обучаемых, за внеурочную работу, а также положительную динамику наполняемости классов».

Можно предположить, что регионы положительно отнесутся к инициативе Минобрнауки РФ. Дело в том, что деятельность губернаторов скоро будет оцениваться по 127 позициям, причем около 30 коснутся изменений в социальной сфере. Образование - значительная часть этой сферы, и губернаторы по определению должны сделать что-то существенное для педагогов, чтобы хорошо выглядеть при анализе показателей их работы. Кроме того, участие и, главное, победа в конкурсе регионов, предложенном Минобрнауки РФ, даст субъекту Федерации, внедряющему комплексные проекты модернизации образования, в среднем 400 миллионов рублей в первом году, 200 миллионов - во втором и 100 миллионов - в третьем. Как говорится, за такие деньги стоит биться.

Шансы на победу в конкурсе есть у многих. В 2007 году государственную финансовую поддержку получат 20 регионов, в 2008-м - 30, а к 2010 году их число дойдет до 40. Поддерживать регионы будут субсидиями бюджетам субъектов РФ, выигравших конкурс, и направлять эти средства можно будет на реализацию на условиях софинансирования проектов, предусматривающих развитие материально-технической базы и организационной инфраструктуры региональных образовательных систем.

Предложения Министерства образования и науки РФ были обсуждены на заседании президиума Совета при президенте по национальным проектам и поддержаны. А авторы столь масштабного проекта считают, что за три года зарплата учителей должна повыситься за счет внутренних резервов на 20-25 процентов.