У меня такое впечатление, что обе системы не удовлетворяют сегодня ни школу, ни учителя. Почему? Я руковожу достаточно престижной в городе школой. Воспитан на педагогике сотрудничества, на том, что учителя надо уважать и любить, и если администрация уважает учителя, то учитель уважает ребенка, и система взаимоуважения работает. Многие люди эти принципы разделяют и от меня не бегут. Но, к сожалению, уходят! И уходят самые лучшие, высококвалифицированные, те, кто не боится свой ум и свои умения приложить в какой-то другой сфере. То есть люди уходят не в другую школу, а вообще уходят из образования.

Раньше из образования уходили самые толковые, и на другом поприще они себя реализовали с успехом. Например, среди моих знакомых есть бывшие работники образования, возглавляющие сегодня собственные фирмы, работающие в коммерции и в строительстве. Они ушли, и теперь уходят самые сильные из оставшихся: кто в банк, кто в риэлторскую компанию, кто в систему дополнительного платного образования. И все знают, что если молодая учительница уйдет в магазин продавцом, то она будет получать больше, чем если бы она работала в школе по любой предлагаемой системе - отраслевой или по ЕТС, неважно.

На мой взгляд, обе эти системы не направлены на то, чтобы увеличить материальное обеспечение учителя в значительной степени, то есть в разы. Они направлены на то, чтобы увеличить его зарплату на 10 процентов или на 15. Это не спасает ситуацию! Уйдет старшее поколение, и все! Молодежь на те деньги, которых не хватает даже на нормальный внешний вид, не идет! Сегодня зарплата учителя опущена до неприличия, и вопрос не в системе оплаты, а в отношении государства к учителю. То, что учительница проверяет до двух ночи тетради, то, что она вместо родителей ходит с детьми в театр, - это как бы никого не интересует. У меня учительница ездит из пригородного поселка в нашу школу 30 лет! На тепловозе! Там у нее дом саманный, и помещение класса лучше, чем то, в котором она живет! И самый красивый костюм она себе купила тогда, когда получала значок «Отличник образования»!

С одной стороны, надо повышать зарплату, а с другой - надо выравнивать в обществе микроклимат отношения к учительству. Если вы не можете платить достойную заработную плату, то тогда объявите по всей стране: «Спасибо учителю, который работает за мизерные деньги!» А то получается так: о том, что учитель работает за минимальную плату, молчат, а о том, что эту плату повышают на 10-20 процентов, говорят два года до повышения и год после, до следующего повышения!