Все началось два года назад, когда стало ясно: при маленькой зарплате учителей требовать от них существенного увеличения качества работы нельзя. Тогда по инициативе губернатора Тюменской области Сергея Собянина и началась подготовка к переходу на новую систему оплаты труда педагогов.

Что было сделано? Практически прежний фонд оплаты труда разделили на две части: 35 процентов (на оплату труда учебно-вспомогательного и административного персонала) и 65 процентов (на зарплату педагогов). Из той части фонда, которая шла на оплату труда педагогов, была определена стоимость ученико-часа, которая стала базовой стоимостью и увеличивалась в зависимости от категории предмета. Предметы разделены на группы, например, русский язык и литература оплачиваются выше, чем физкультура или труд. Кроме того, увеличение стоимости часа происходит в зависимости от уровня образования и квалификации учителя. Зарплата учителя при этом, естественно, зависит от количества часов.

Все ставки обслуживающего персонала (сторож, уборщица, рабочие и так далее) школы обычно выводят за рамки штатного расписания. Из 35-процентного фонда деньги на оплату обслуживающего персонала выделяются в соответствии с контрактами, что позволило уменьшить количество работающих и повысить их зарплату.

Оплата труда директора школы зависит от размера средней педагогической зарплаты по школе: чем она больше, тем больше зарплата директора. Кроме того, есть коэффициенты повышения в зависимости от того, в какой школе работает директор.

5 процентов от фонда оплаты труда передано в распоряжение муниципалитета для премирования педагогических коллективов. Если муниципалитет считает, что премию нужно дать и директору, он это оформляет специальным приказом.

В соответствии с положением о премировании, которое есть теперь в каждой школе, учитель, работающий качественно и результативно, получает материальное поощрение. Например, за подготовку учеников к сдаче ЕГЭ, за победу детей на олимпиадах и так далее. Деньги выплачиваются из фонда стимулирования. Но самое главное - учитель получает тем больше, чем больше в классе учеников. Ведь расчет идет с учетом стоимости ученико-часа. Учителя иностранного языка и информатики перестали делить класс на подгруппы - так и работы больше, но и оплата выше. Некоторые предметы сынтегрировали, некоторые должности, например социального педагога, убрали. За внеклассную работу педагоги получают доплату, связанную с количеством учеников в классе, а кроме того, еще и плату, например, за дежурство с классом по школе, за участие в мероприятиях по охране здоровья, за призовые места в районных смотрах-конкурсах и так далее, то есть у классного руководителя есть возможность получить еще разные виды доплат за свою работу с классом. Сегодня есть еще и тысячная доплата за классное руководство в рамках нацпроекта «Образование».

Казалось бы, стройная понятная система, но сегодня специалисты упрекают ее авторов в том, что они нарушили сразу несколько положений Трудового кодекса РФ. Это действительно так, но дело в том, что 122-й федеральный закон, как и 95-й, и 131-й, предусматривающие разграничение бюджетных полномочий, вступили в силу после принятия Трудового кодекса РФ. Законодатели прекрасно понимали, что несовершенство трудового законодательства нужно устранять, не случайно бывший сенатор от Тюменской области Андрей Артюхов, ныне работающий советником губернатора, выступил в свое время с законодательной инициативой по этому поводу. Правда, по словам самого Андрея Викторовича, инициатива принадлежала как ему, так и тогдашнему губернатору области, ныне главе Администрации Президента РФ Сергею Собянину.

Законопроект, предложенный Артюховым, тогда рассмотрела Тюменская областная Дума, но сначала проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» (о реализации полномочий субъектов РФ по регулированию вопросов оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета) одобрил Государственно-правовой комитет. Комитет проинформировал депутатов о том, что Федеральный закон №122 внес изменения в статью 130 Трудового кодекса РФ, согласно которым из Перечня государственных гарантий по оплате труда было исключено установление величины минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в РФ, был признан утратившим силу Федеральный закон №139 от 2001 года «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы». Из этих объяснений следовало, что тарифная система оплаты труда стала не обязательной, а одной из возможных в организациях бюджетной сферы. Государственно-правовой комитет отметил, что для обеспечения правовой точности и исключения неоднозначного толкования норм по вопросам систем оплаты труда в организациях бюджетной сферы нужно внести коррективы в статьи 57, 135 и 143 Трудового кодекса РФ по регулированию оплаты и стимулирования труда работников организаций, финансируемых из бюджета в рамках основных гарантий в этой сфере. Законопроект одобрили Комитет по экономике и финансам, постоянная комиссия по социальным вопросам, а также администрация Тюменской области. После этого было принято соответствующее постановление Тюменской областной Думы, направленное в Государственную Думу. Заручившись поддержкой земляков, Андрей Артюхов обратился к спикеру Госдумы Борису Грызлову с письмом и в порядке законодательной инициативы внес проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». После этого на заседании Совета Госдумы был рассмотрен представленный законопроект и по решению Совета направлен Президенту РФ, в комитеты, комиссии Госдумы, депутатские объединения ГД, Совет Федерации, Правительство РФ, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Ответственным в работе над проектом федерального закона назначен Комитет ГД по труду и социальной политике, который должен был подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой с учетом поступивших отзывов, предложений и замечаний. Тем временем в Госдуме уже шла работа над изменениями в Трудовом кодексе РФ, и сегодня многие необходимые изменения в ТК внесены, и президент подписал соответствующий закон. Но остается открытым вопрос, создают ли изменения в Трудовом кодексе правовую основу для тюменской системы оплаты труда педагогов.

Дело в том, что эта система основывается на принятой в области методике формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений, которая, по мнению специалистов, не содержит как таковой системы оплаты труда педагогических и иных работников образования, а предусматривает исключительно порядок формирования этого фонда. Эксперт ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Вера Понкратова считает, что в Тюменской области нет нормативного правового акта по установлению системы оплаты труда работников образовательных учреждений, так как методика формирования фонда оплаты труда систему оплаты труда заменить не может. Кроме того, нет какого-либо регулирования по установлению размеров оплаты труда для всех работников, кроме учителей и руководителей образовательных учреждений. К числу серьезных недостатков системы специалисты относят и то, что нет фиксированных ставок и окладов и все зависит от величины единицы стоимости педагогической услуги - ученико-часа.

Вот как раз тут Вера Понкратова усматривает нарушение статьи 135 Трудового кодекса РФ, согласно которой размеры тарифных ставок (окладов) - неотъемлемая часть системы оплаты труда - устанавливаются работникам бюджетных организаций соответствующими законами и иными правовыми актами. Андрей Артюхов хотел внести изменения в статью 57 ТК РФ, но в нынешней редакции статья 57 предусматривает включение размера тарифной ставки в трудовой договор. Кроме того, статья 129 определяет тарифную ставку как фиксированный размер оплаты труда определенной сложности за единицу времени. С обслуживающим персоналом в Тюменской области заключают, как следует из документов, гражданско-правовые договоры. Но они, по сути дела, регулируют трудовые отношения, следовательно, для таких случаев по статье 11 ТК РФ нужно заключать трудовые договоры, в которых будет прописано: регулирование норм труда, оплата труда за единицу времени, предоставление и оплата отпусков, оплата за сверхурочные работы, оплата времени по нетрудоспособности, исчисление стажа при назначении трудовой пенсии по старости, пересчет пенсии через каждые 12 месяцев работы и многое другое. Но тогда разрушится вся система договорных отношений, при которой обслуживающий персонал школ в Тюменской области работает по подряду: известна цена вопроса, а уж какими силами будет выполнен объем работ, подчас никого не интересует. Понятно, что эту коллизию нужно разрешить, иначе и далее тюменская система оплаты труда будет подвергаться серьезной критике.

Но в еще большей степени правовые коллизии присутствуют в системе оплаты труда учителей. В Тюменской области зарплата учителя во многом зависит от того, сколько учеников в данный момент находится на его уроке в классе. Вера Понкратова считает, что такой порядок приводит к переходу учителя с повременной системы оплаты труда на сдельно-повременную, а это возможно только в том случае, когда у работника есть реальная возможность самому увеличивать выработку или объем работ по сравнению с установленной нормой. Может ли учитель менять количество учеников в классе? В принципе может, когда речь идет, скажем, о том, что он будет заниматься с целым классом, а не с подгруппой. Но на самом деле в большинстве случаев наполняемость класса, как трактует Типовое положение об общеобразовательном учреждении, зависит от наличия средств и условий, а также потребностей населения. Вера Понкратова совершенно справедливо замечает, что ни Типовым положением, ни иным федеральным нормативным правовым актом не предусмотрено право властных органов снижать оплату труда учителей при проведении занятий в классах с меньшей наполняемостью, поскольку нормирование труда учителя идет только через норму за ставку педагогической работы.

По статье 161 Трудового кодекса РФ нормы труда для однородных работ могут разрабатываться и утверждаться в порядке, установленном Правительством РФ.

Учитель при любой наполняемости класса тратит на работу одно и то же время, но если количество учеников существенно изменяет в ту или иную сторону его зарплату, это противоречит трудовому законодательству и нарушает права учителя. Кроме того, тюменская система оплаты труда не гарантирует компенсаций учителю, не обеспеченному полной учебной нагрузкой. А между тем постановлением Правительства РФ, принятым три года назад, предусмотрены гарантии при снижении учебной нагрузки педагогов в течение учебного года по не зависящим от них причинам не меньше, чем в размере ставки.

Вполне вероятно, что тюменская система оплаты труда при ее доработке и внесении поправок, соответствующих нынешнему законодательству, станет модельной для других регионов. Тем более что нынче приветствуется разработка региональных систем оплаты труда, улучшающих материальное положение работников образования. В Тюмени четко просматривается стремление применить к организации оплаты труда бюджетников современные экономические подходы. Дело это очень сложное, не случайно при выборе вариантов ОСОТ регионы больше тяготеют к петербургской модели, использующей набор различных коэффициентов повышения зарплаты, нежели к тюменской, предполагающей, что директор в большей степени становится менеджером, а трудовой коллектив и его представители определяют размер фонда стимулирования, порядок распределения премиальных и так далее.

Задача юристов - превратить тюменскую модель в систему, которую могут заимствовать и применять у себя другие регионы. Сделать это при определенном несовершенстве трудового законодательства сложно, но крайне необходимо. Если, конечно, нет желания окончательно дискредитировать идею, получившую практическое применение в повседневной работе тюменских педагогов.