- Начнем с того, что 5 октября 2005 года был принят закон Санкт-Петербурга о системе оплаты труда в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Далее постановлением правительства города в соответствии с этим законом были приняты отраслевые системы оплаты труда и разработаны методические рекомендации о порядке формирования оплаты труда в отраслях, детализирующие основные положения.

Какая цель преследовалась при принятии подобных решений? Россия - страна большая, условия жизни в каждом регионе разные. Стоимость проживания, допустим, в Краснодарском крае и Петербурге абсолютно не сравнима. Естественно, по этой проблеме требовалось внести изменение на региональном уровне. Первоначально вопрос решался за счет губернаторской надбавки, то есть к ЕТС добавлялась губернаторская доплата, и в итоге получилось, что к 2005 году она в 2 - 2,5 раза превышала основную тарифную ставку. Но проблема заключалась в следующем: когда происходили какие-то политические катаклизмы, возникал вопрос: что будет с этой надбавкой при смене губернатора?

Будет ли она существовать? То есть губернаторская доплата стала некой картой в политической игре. Это неправильно. Люди зарабатывают свои деньги и должны их получать независимо от того, кто в данный момент находится на политическом олимпе. Именно поэтому губернатор города Валентина Матвиенко заявила, что должна быть разработана и принята система, при которой основная оплата труда входила бы в заработную плату педагога. В течение прошлого года Комитет по образованию совместно с петербургским филиалом Высшей школы экономики отрабатывал новую модель оплаты труда.

Закон, позволяющий функционировать новой системе оплаты труда, по своей смысловой нагрузке затрагивает огромный пласт людей, а у нас в городе 150 тысяч работников образования.

Безусловно, не все так однозначно, как нам бы хотелось. Однако одного мы добились точно: зарплата педагогов реально повысилась.

- Насколько?

- На 20 процентов. Также повысилась зарплата руководителей образовательных учреждений. В новой системе оплаты труда главный упор сделан на образовательный ценз преподавателей. На сегодняшний день система выстроена так, что человек с высшим образованием априори будет получать больше, чем человек с начальным или средним профессиональным образованием. Мы считаем, что для Петербурга это целесообразно, так как у нас нет недостатка в квалифицированных кадрах. Необходимо, чтобы не 15 - 20 процентов выпускников педагогического вуза шли в школу, как это происходит сейчас, а 70-80 процентов. Эти люди должны создавать нормальный кадровый резерв для ныне работающих педагогов. Кроме того, в городе есть специальная программа переподготовки молодых кадров, не имеющих высшего профессионального образования, и у них есть возможность ускоренно получить высшее образование на базе среднего специального. К тому же сегодня заключены договора на переподготовку людей более старшего возраста с аналогичным образованием. Губернатор выделила дополнительные ассигнования на обучение желающих поднять свой профессиональный уровень. Как бы скептически ни относились к уровню образования, но учитель должен иметь системный взгляд на мир. Если он не имеет высшего образования, он не имеет определенных понятийных навыков, которые должен давать детям, в том числе не обладает и философским взглядом на жизнь. Уровень российского высшего педагогического образования достаточно высок, и он позволяет человеку смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Кстати сказать, при проведении конкурса на лучший инновационный вуз страны единственный из педвузов, вышедших в финал, был наш Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена.

Если говорить о повышающих коэффициентах в новой системе оплаты труда, то там есть позиция уровня управления. При этом у руководителя образовательного учреждения нет стажевого коэффициента. Почему? Мы считаем, что введение этого коэффициента окончательно прикрепит руководителя к своему креслу. Он должен получать за масштаб управления, за качественные достижения, а не за то, что отсидел в этом кресле, скажем, десять лет. Зато коэффициент за стаж остался у всех педагогов.

- Вызвало ли недовольство со стороны руководителей образовательных учреждений то, что убран коэффициент за стаж?

- Да, но наша позиция открыта, и мы готовы ее обсуждать. Кстати сказать, возражения мы выслушивали на стадии разработки и принятия закона, но до сих пор внятных аргументов в защиту обязательного введения стажевого коэффициента для руководителей никто не привел. Для них введен коэффициент уровня управления, и есть система расчета баллов по определению этого коэффициента.

Также в новой системе оплаты труда предусмотрен коэффициент квалификации как для педагогических работников, так и для руководителей образовательных учреждений. Что вошло сюда? Три категории, которые существуют по аттестации педагогических кадров: высшая, первая и вторая категории. Для руководителей - высшая и первая. Коэффициент квалификации применяется за ученую степень, за почетные звания РФ или почетные звания СССР: народный учитель, заслуженный учитель, заслуженный мастер спорта, мастер спорта международного класса. Эти коэффициенты колеблются от 0,15 до 0,40.

- Есть ли надбавки за звание «Отличник народного образования»?

- В 1996 году, когда город испытывал очень большую нехватку педагогических кадров, для того чтобы поощрить учителей, было издано распоряжение о введении 15-процентной надбавки за звание «Отличник народного образования». Она существовала до момента введения новой системы оплаты труда. Коэффициент может быть большим, если, например, у учителя высшая категория и звание «Народный учитель». Прибавка к ставке составит 0,7. Начальная же ставка учителя с высшим образованием - более пяти тысяч рублей.

- Сколько в среднем получает руководитель образовательного учреждения?

- Его ставка от 11 до 13,5 тысяч рублей. При этом учредитель может назначить руководителю надбавку за качественное выполнение работы, достигающую 50 процентов. То есть к тринадцати тысячам рублей добавьте еще семь тысяч, и в итоге зарплата руководителя составит более двадцати тысяч рублей. К тому же директор может свободно вести девять часов в неделю, и, таким образом, его зарплата поднимается еще выше. На сегодня по городу реальная зарплата директоров от 17 до 30 тысяч рублей. Вот, к примеру, зарплата заместителя директора одной из городских гимназий: январь - 22 тысячи рублей, февраль - 26 тысяч, март - 24 тысячи, апрель - 24 тысячи. Если сегодня по федеральному законодательству с 1 мая 2006 года ставка заработной платы учителя высшей категории по 14-му разряду составляет 3094 рубля, то в Петербурге учитель высшей категории с большим стажем работы получает 9132 рубля.

- Изменилось ли в связи с переходом на новую систему оплаты труда штатное расписание?

- Да, из штатных расписаний надо убрать все дополнительные ставки, которые раньше вводились из-за низкой оплаты труда для того, чтобы из фонда экономии доплачивать тем, кто выполняет основную работу. Сейчас ситуация изменилась. Система позволяет реально работающему человеку получать за свою работу. Поэтому были убраны ставки, которые вводились сверх типовых штатов. Что касается системы начального профессионального образования, то на три тысячи ставок мастеров производственного обучения реально сегодня работают 1688 человек. Остальные вакантные ставки использовались исключительно для доплаты. Причем в разных учреждениях это происходило по-разному, порой на 50 штатных единиц было 20 работников, а весь фонд оплаты труда по этим штатам перераспределялся между всеми работающими в ПУ. Раньше директора училищ вынуждены были доплачивать уборщицам, гардеробщицам из имеющихся вакансий, но по новой системе оплаты труда зарплата технического персонала поднялась в три раза - базовый оклад 3691 рубль. Поэтому необходимости в перераспределении вакансий нет.

Сегодня в городе ведется работа по разработке методики определения (формирования) штатной численности образовательных учреждений. Задача Комитета по образованию -отработать такую методику по всем типам и видам образовательных учреждений, где в конце концов смогут расстаться с должностями пионервожатых, киномехаников, кочегаров, конюхов и т.д., и ввести должности социальных педагогов, психологов, инженеров по обслуживанию вычислительной техники.

- Пользуется ли петербургская система оплаты труда педагогов популярностью в других регионах?

- За последние два месяца у нас побывало очень много представителей других регионов, от Магадана до Калининграда. Это нормальный цивилизованный путь для введения новой системы. Для каждого региона она должна быть заточена под него. Но в целом мы считаем, что наш опыт заслуживает внимания. В школе нужны образованные и грамотные молодые учителя, а без нормальной зарплаты людей в систему образования не привлечь.

Мнение

Ирина ВОЛОДИНА, музыкальный работник детского сада:

- На мой взгляд, заявленное повышение зарплаты осталось декларативным, а не реальным. Кто выиграл от него? В первую очередь, конечно, те, у кого есть высшее образование. В нашем детском саду только три человека имеют таковое: заместитель заведующего, методист и физкультурный работник. У остальных образование - среднее специальное или начальное профессиональное. В худшем положении оказались те, у кого вообще нет педагогического образования. Не секрет, что таких «специалистов» в детских садах достаточно много. В основном это женщины, пришедшие работать в детский сад ради своих детей. Понятно, что коэффициенты, начисляющиеся за высшее образование, стимулируют к тому, чтобы работник стремился его получить. Но зачастую женщины, которым за 45, учиться уже не хотят. Поэтому многие предпочитают менять работу. К примеру, по этой причине к сентябрю наш детский сад может остаться без пяти работников. Обладатели же высшего образования действительно реально выиграли: их зарплата повысилась в среднем на три тысячи рублей.

Если говорить конкретно о себе, то моя зарплата подросла на тысячу рублей. То есть «грязными» я получаю 12600 рублей. Из этой суммы нужно вычесть подоходный налог, и в итоге чистая зарплата составляет порядка одиннадцати тысяч. При этом необходимо учесть, что у меня высшая категория и стаж работы почти двадцать шесть лет. Помимо этого я работаю на 1,75 ставки, что составляет практически сорок два часа в неделю. Если бы я работала на одну ставку, то моя зарплата составляла бы, как у многих воспитателей, порядка 7-8 тысяч рублей. Мне кажется, подобная финансовая оценка моей работы неправильна. Сегодня получается, что я из-за высокой категории получаю больше, чем воспитатели, поскольку из-за того, что у многих из них нет педагогического образования, их квалификационная категория автоматически снижается.

Другими словами, в новой системе оплаты труда еще очень много недоработок. Их нужно исправлять немедля, так как чиновники имеют дело не с сухими цифрами, а с живыми людьми.