Конечно, 60-летие отмечала вся наша страна. И не только та, в которой мы живем сегодня, но и та, которой уже нет... Великая Победа и тогда, в сорок пятом, и сейчас, разрушив все преграды, объединила народ. Я почему-то думаю, что каждая семья, школа, каждый человек - русский он, украинец или узбек, белорус, грузин или киргиз - все, я уверена, в этот день вспоминали тех, кто не вернулся с войны в сорок пятом.

А мы с вами (надеюсь, помните?) полгода, по четыре раза в месяц, встречались на специальной странице под рубрикой «60 лет Победы» и даже создали целый номер «Учительской газеты», в котором вы рассказали о своих отцах и дедах, воевавших на фронтах Отечественной («УГ» №27, 05.07.05). Нам прислали свои сочинения даже правнуки тех солдат. Редакция очень гордилась тем, что номер получился поистине народный, что авторами стали люди, живущие на Дальнем Востоке, на Севере, Урале, на Кубани, в Белоруссии и Подмосковье. Во всех уголках Отчизны, во многих и многих сердцах нашла отклик наша просьба написать совместными усилиями суровую повесть о тех, кто приближал Победу.

Немало писем пришло к нам тогда и о детях войны. Это были письма, настолько пронзительные, что читать их без слез, без острой боли в душе было просто невозможно. Вот как, например, письмо 13-летней Насти Симакиной из села Андома Вологодской области, которая рассказала о своем дедушке Юрии Павловиче Киселеве («УГ» №27, 05.07.05). Когда началась война, ему было семь лет: «Донимал не только голод, но и холод. Отец моего деда ушел на фронт, не успел сделать окна. Так и прожила семья всю зиму без стекол. Спали вповалку все вместе, лишь бы согреться... Иногда сутками ничего не брали в рот».

Геннадий Кузнецов из Новокузнецка рассказал (в том же номере «УГ»), как из химического карандаша в войну дети делали чернила, чтобы писать в школе. А Евгения Глебко, живущая на станции Евсино Новосибирской области, написала: «Бабушка распорола старый матрац и сшила две юбки. Еще была одна пара обуви на всю семью. В школе не было чернил, и все писали свеклой, смешанной с сажей».

Многие авторы, написавшие нам тогда, были опубликованы не один раз. У нас появились даже коллективные авторы: целые классы, активисты школьных музеев, юнкоровские отряды. Кто-то рассказывал о работе поисковых отрядов, кто-то прислал кусочки из рукописной Книги Памяти, а кто-то - фотографии и даже видеофильмы о мероприятиях, посвященных юбилею Победы.

В том специальном, военном номере я, помню, писала, обращаясь к классным руководителям, учителям истории и литературы, к директорам школьных музеев: пожалуйста, не забывайте о том, что патриотическое воспитание - это не мероприятие ко Дню Победы, не кампания, а большая, серьезная и, главное, постоянная кропотливая работа, у которой может быть очень много форм.

...Статья из Белоруссии от члена бюро Центрального совета Международного союза малолетних узников фашизма Ивана Мартынова появилась в нашей газете 20 июня 2006 года, как раз накануне 65-летия начала Великой Отечественной войны. Если определить ее суть одним предложением, то оно звучит так: «О малолетних узниках фашистских концлагерей сегодня забыли!» И объясняет почему. Чтобы остановить это беспамятство, он предлагает начать сбор пожертвований для сооружения памятника «Дети XXI века - детям - жертвам войны».

Ясно, что сбор пожертвований - дело не одного месяца. Будет создан специальный фонд, открыт счет в Сберегательном банке Москвы. А пока все это организовывается, давайте не будем сидеть сложа руки.

Итак, «Учительская газета» начинает новую акцию: пишем коллективный портрет выпускников одного класса вашей школы 1941 года, ушедших воевать с фашистами. Что это были за ребята? Как учились? Как дружили? Какими чертами характера обладали? Когда началась война, где и как они воевали? Вернулись ли с войны? Если погибли, где? Есть ли могила? Кто ухаживает? Установите связь с тем местом, с людьми этих мест, где похоронены выпускники этого класса. Если есть возможность, съездите туда. Напишите нам и о тех, кто вернулся с фронта живым. Как сложилась их судьба? Изменился ли их характер? Какой отпечаток наложила война на всю их оставшуюся жизнь? Счастливы ли эти люди? Почему? Какую помощь вы им оказываете?

Пожалуйста, принимайтесь за работу: поисковые отряды, исторические кружки, военно-патриотические клубы, школьные музеи! Но вы должны прислать нам не просто сухие отчеты. Пусть включаются в нашу акцию и члены литературных объединений. Не отчет, а повествование - художественное, полное ярких деталей, написанное хорошим литературным языком - ждем мы от вас, ребята! Присылайте и фотографии. На конвертах и бандеролях делайте, пожалуйста, пометку: «Акция «УГ». «Ушли на фронт молодыми».

Я жду ваших писем!