- Судя по всему, такие действия администрации неправомерны.

Статья 333 Трудового кодекса РФ и пункт 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» действительно предусматривают, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю (обычная продолжительность рабочего времени работника согласно действующему трудовому законодательству - 40 часов в неделю).

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым Правительством РФ.

В соответствии с ч.3 ст. 333 ТК РФ в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ.

Таким образом, в действующем трудовом законодательстве речь идет не об обязательной для всех педагогических работников продолжительности рабочего времени в 36 часов в неделю, а лишь о ее предельной норме, которая Правительством РФ может быть установлена для педагогического работника, занимающего одну должность или получающего одну ставку заработной платы.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» по должности учителя установлена не продолжительность рабочего времени, а норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы. При этом эта норма часов определена только как нормируемая часть их преподавательской работы.

Приказом Минобрнауки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (опубликовано в «УГ» №32).

Данным положением определено, в частности, что выполнение педагогической работы учителями характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы учителями осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

То есть у учителя нормируется только преподавательская часть работы, а другая часть педагогической работы (ненормированная) не имеет конкретной продолжительности рабочего времени, поскольку по своему характеру она может выполняться не ежедневно, для ее выполнения может использоваться разное количество времени.

Другая часть педагогической работы учителей, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника.

К ненормированной педагогической работе относится, в частности, выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой; работа по повышению своего образовательного уровня, проверка тетрадей, подготовка к занятиям, классное руководство, периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса и т.д.