Организаторские способности

Счастье по плану

Организаторские способности Катюши Бариновой проявились, когда она сама была еще ученицей -

с 5-го по 11-й класс бессменная староста в классе и всегда старшая по дежурству в школе... Свою взрослую жизнь после школы она тоже строила организованно. В ее жизненном плане ближайшей задачей стояло получение диплома учителя технологии. Учителей труда и вообще учителей среди старшего поколения Бариновых нет. Родители на заводе работают. Однако бабушки Катины - обе вышивают старинными видами вышивки, и Катя с детства любит вышивать и шить. Как-то быстро у нее получается рукодельничать.

Поступить на запланированный факультет - факультет педагогического образования и технологий Новгородского государственного университета - было не очень трудно. Очень трудно оказалось на нем учиться.

- В программу входила физика, сопромат, технология механизмов и машин, - говорит Катя. - Почему-то изучали устройство кранов. Строительных кранов! Зачем? Из-за этих кранов и механизмов многим талантливым девочкам пришлось уйти из университета - не справились с зачетами и экзаменами. С нами мальчики на одном факультете учились, может, им это было нужно? А нам бы, девчонкам, лучше побольше времени дали на изучение швейного производства!

Кроме того, на Катином факультете вместе готовили и будущих преподавателей технологии для школ, и... предпринимателей - специальность Бариновой так и называется «Технология и предпринимательство». «Чтобы те изделия, которые вы сделали, вы же сами могли и продать», - говорили студентам педагоги. Но Катя вовсе не собиралась ничего продавать: «Вот профессия однообразная - предприниматель! А в школе - разнообразная!!!»

Таким образом, планы Катиного факультета не совсем совпадали с ее планами. Тогда Баринова решила брать из университетских лекций то, что ей было нужно. Не стала зубрить сопромат и не побоялась получить в дипломе тройки по высшей математике и физике. Зато по нужным ей предметам, относящимся непосредственно к педагогике и психологии, получала твердые пятерки. Необходимые знания пошла добирать в школу.

Администрацию школы удивило тогда в первую очередь умение неопытной студентки наладить дисциплину в классе. Только ведь дисциплину можно наладить по-разному. Можно и кулаком по столу стукнуть... А Баринова берет опять-таки организаторскими способностями. План урока у нее расписан до мелочей, до минут. Распределены заранее занятия каждого ребенка на уроке. Определен порядок ее собственных действий. Уже появилось откуда-то знаменитое учительское чутье времени - не глядя на часы, знает, сколько примерно прошло минут урока, когда будет звонок... Между тем Баринова - не «сухарь» - и фантазия есть на ее уроках, и нестандартность. Вот, например, готовила она зимой с девочками-ученицами праздничное открытое мероприятие - а проще говоря - покушать 23 февраля в дружной компании мальчишек-одноклассников и педагогов... Так, ученицы Бариновой не только блюда вкуснейшие приготовили, но и столы накрыли по этикету: и с вилками в нужной стороне света от тарелки, и с визитками. Хотя по школьной программе трудового обучения изучение этикета не предусмотрено. Баринова многое хотела бы добавить к существующей школьной программе. Но это - впереди. Свой первый учебный год она посвятит изучению своих учениц. А потом уж, в зависимости от их потребностей, станет разрабатывать свою методику. Такая теперь у нее ближайшая жизненная цель.

У Екатерины Бариновой подрастает маленький сынишка - ему полтора года. Сын живет по расписанию - завтракает, обедает, ужинает в определенное время. Спать ложится строго в девять. Это - организованность. Мама хочет, чтобы благодаря этой организованности сыну было легко в жизни, чтобы он умел ставить перед собой цель, добиваться ее и быть счастливым.

Светлана ПОТАПОВА, Великий Новгород

Дружелюбие

Мечты сбываются!

- Мне кажется, первое качество, необходимое в работе педагогу, - это дружелюбие, - говорит учитель английского языка Дуденевской средней школы Ольга Бакаева. - Ты общаешься с детьми, и относиться нужно к ним не как к взрослым. В некоторых моментах я ставлю себя на их место - а понравится ли им то, что делаю я как взрослый человек?

Ничто не смогло поколебать ее в выборе профессии. И так нравилось учиться в колледже, что стыдно было приходить на занятия неподготовленной. Ей и сейчас так хочется вести себя с детьми, чтобы они видели в ней и друга, но и учителя. «Опыт какой-никакой у меня уже есть, поэтому вижу, что когда им нравится, они настолько досконально все учат. И это не только с маленькими в начальной школе. У меня практика была в седьмом классе - там и двоечники руку поднимали, хотели отвечать. Может, оттого что я молодая. И иностранный язык, на мой взгляд, нужно преподавать в занимательной форме - стихи, песни, игры».

Про опыт - это Ольга Анатольевна не зря. Преподавать, оказывается, так понравилось, что на последнем курсе Бакаева успевала учиться в Дзержинском педколледже, ездила в Нижний Новгород получать второе образование в лингвистическом университете да еще работала со своими маленькими учениками в школе №3 города Богородска, где когда-то училась сама и потом проходила педагогическую практику.

1 сентября Ольга Анатольевна примет своих учеников в Дуденевской средней школе, но и со своими богородскими питомцами расставаться не собирается - уж очень пришлись по сердцу. Да и учителя ее здесь знают и рады, что их ученица стала теперь коллегой. Вот и маме нравится, что дочка осуществила свою детскую мечту, хотя в их семье никогда не было педагогов.

Ирина МАЛИНИНА, Богородск, Нижегородская область

Доброта

На личном примере

После окончания факультета иностранных языков Военного университета МО РФ Федор ФИЛИППОВ проработал полтора года в этом университете. Но потянуло к живой работе, захотелось увидеть, как ручеек знаний перетекает в головки и сердца конкретных учеников. И он пришел в московскую школу №18.

Но научить английскому можно, а Федору Геннадьевичу хотелось большего. Увидеть, что в детских душах поселились принципы добра и толерантности, открытости и дружелюбия, жажды к самосовершенствованию и ответственность. Только это не твердый образовательный курс с его стандартами и нормами, методик таких задач, к сожалению, так и не разработано.

И решил Филиппов доказать ребятам, что такое стремление к улучшению себя естественно и возможно, собственным примером.

Задумался молодой учитель: а какими именно должны стать его ученики? И каким следует стать ему, чтобы отражение, растиражированное в маленьких зеркалах его воспитанников, не отпугнуло себя самого.

Разумным, чтобы понимать, что образец сегодня, возможно, к завтрашнему дню станет изгоем. Знающим, чтобы максимально и наиболее эффективно пользоваться тем, что человеку дано. Мудрым, чтобы определять правила и нормы своего существования.

Федор Филиппов считает, что взрослые отвечают не только за себя и не только за ребенка или группу детей. Они отвечают за все то общество, членами которого так скоро станут сегодняшние дети. И от того, какие они сейчас, зависит, каким будет наше завтра. А какими им быть, учитель показывает на своем личном примере.

Лариса НОВЧЕНКОВА, Москва

Успешность

Помогут семь У

Кажется, что она улыбается всегда, и улыбка делает ее милой и беззащитной. Никогда бы не подумала, что эта хрупкая нежная девочка - учитель математики и информатики. Именно такая специальность указана в красном дипломе выпускницы Нижегородского государственного педагогического университета Марии Андреевны Овсиенко.

«Мне кажется, что педагог все-таки должен обладать особыми качествами, и не каждый может стать учителем», - говорит Мария и вспоминает правило семи У, о котором говорили студентам в педуниверситете. Особые качества педагога, начинающиеся с буквы У: улыбчивость, уверенность, уважительность, удивительность, убедительность, успешность... «А что свойственно вам лично?» - задаю коварный вопрос. «Надеюсь, что все, - улыбается она. - Стараюсь быть открытой, надеюсь всегда на успех. Я вообще по жизни оптимистка, и когда ставлю перед собой определенную цель, всегда надеюсь, что все будет хорошо. Также и учеников стараюсь уверить в их успешности. У меня на педагогической практике был такой случай. Когда учительница рассказывала о классе, где мне предстояло вести уроки, она охарактеризовала одного мальчика как троечника, и ждать от него по большому счету нечего. Но в процессе работы я несколько раз вызывала его к доске, и он отвечал на четверки и даже пятерки. Наверное, это дало ему возможность поверить в свои силы, и он на моих уроках уже сам постоянно поднимал руку, чтобы его вызвали отвечать. Даже учительница была удивлена, она просто не ожидала такого от ученика. А ко мне пришло ощущение того, что в школе у меня получается».

Ирина МАЛИНИНА, Нижний Новгород

Любовь к детям

Редкий дар

Елена ШПАЧЕНКО спросила меня, откуда берутся дети. Нет, анатомию она, конечно, знает. И, наверное, неплохо, поскольку хорошо училась и в школе, и в педагогическом колледже №2, и в Омском государственном педагогическом университете. Но в то, что рождение детей - всего лишь физиология, не верит.

Для Елены ребенок - не только новый человек на Земле, но еще и шанс на новую жизнь для окружающих. Малыш уже, разумеется, совсем не ангел, но еще не совсем человек. Чего в нем будет больше: духовного, земного или «подземного», зависит от взрослых - мамы с папой. И учителя. Им может быть не только педагог, и часто - к сожалению. Елена выбрала свой путь - стать Учителем. Именно так - с большой буквы, а иначе, по ее мнению, и учиться не стоило. Самое удивительное для нее в юных созданиях Божьих - они любят взрослых. Иногда ни за что, иногда - вопреки. Елена понимает, что это - чудо. Она умеет испытывать к ним благодарность, радоваться их смеху, любоваться их сияющими глазами, наслаждаться их нежностью.

Сказать, что Елена любит детей, будет мало. В одно слово ее чувства к ним не уложишь. И ценит, и уважает, и умеет у них учиться - искренности, доброте. А еще - обмениваться с ними энергией света. Она долго и старательно искала в себе ответ на мой вопрос, способна ли ощутить неприязнь к ученику. Нет, дети и неприязнь - слова несовместимые ни в русском, ни в английском. Для нее, во всяком случае.

Наталья ЯКОВЛЕВА, Омск