Мне не хочется сгущать краски, нагнетая ощущение, что все вокруг плохо. Да и обязательно найдутся неисправимые «оптимисты», которые скажут, что в истории цивилизации так было всегда: всегда были войны, революции, где люди просто истребляли друг друга, и никакого отношения это к образованию в сущности не имеет. Но я не думаю, что это единственный и очень весомый аргумент. В противном случае стоит ли современному образованию кичиться собственной культурой, если она со времен неандертальцев мало в чем изменилась.

Культура - это дитя образования. И не надо сильно ломать голову, пытаясь понять, в чем причина современного ее кризиса. Кризиса нет, так как нет сегодня и самой культуры в ее изначально высоком понимании.

Позитивное влияние современного образования на процессы, происходящие сегодня в мире, к сожалению, минимальны, если не сказать ничтожны. Школа не формирует новое поколение людей, пришедших в этот светлый из миров, не учит их созидательной жизни, а помогает лишь приспосабливаться к ней, обучая необходимым для этого знаниям и умениям.

Если кто-то подумал, что у нас плохо учат в школах, то это не так. У нас прекрасные школы, у нас непостижимо преданные своему делу учителя - просто результаты нашей работы измеряются не по человеческим качествам выпускника, а по качеству его знаний. Это главная ошибка современной школы.

В советский период развития общества, когда очень были нужны грамотные специалисты во всех отраслях деятельности народного хозяйства, школа, находящаяся в крепких руках идеологии, не нуждалась в формировании личности человека. По инерции современное образование в практически неизмененном состоянии унаследовало эти задачи с небольшими эффектами рыночно-демократического напыления. Великое же достижение демократии, когда идеология личности формирует идеологию общества, сегодня еще не понято современной школой.

Процессы обучения и воспитания традиционно формально пытаются изображать в учебном процессе. Получается единая несовместимость. Отлучив от школы творчество в различных его проявлениях, как церковь от государства, и назвав высшее творческое проявление способностей учащегося дополнительным образованием, нанесен огромный урон детям. Ведь часть естественного образовательного процесса стала искусственно элитарной и недоступной для многих.

Нельзя назвать реформы в российском образовании неудачными, они сильно изменили современную школу в лучшую сторону, но не все подвластно даже самым удачным и смелым решениям. Нужен естественный процесс развития самой школы. Школы как явления культуры. И здесь очень важно не ограничиваться той волей которую дали школе, этого недостаточно - школе важно дать свободу. Только обретя самостоятельность существования, школа выработает самостоятельность качественного мышления, и тогда не потребуется в нее периодически что-то внедрять, она сама будет искать новое и полезное и проецировать свой опыт. Именно тогда без нажима со стороны педагогического сообщества общество поймет, что самое главное начинается за школьной партой, самое важное говорится у школьной доски, и именно тогда появятся Не такие учителя Не такие ученики, и жить мы будем благодаря Не таким школам Не так - а лучше!