Юлия ЛЕЩИНСКАЯ, психолог Ленинской школы села Таврическое, Омская область:

- В детский сад сына отдать я не смогла. Попыталась, но... Работать не могла, бегала, в окошки заглядывала. Только привыкла, как он начал болеть. Поэтому в школу отдавала, конечно, с болью душевной. Выбрала, разумеется, ту, в которой работаю. Официальная причина - добираться вместе удобнее. На самом деле - чтобы был ближе. Тем более что учительницу знаю, стараюсь быть в курсе классных проблем, о которых сын не рассказывает. Но все равно страшновато, когда дети вырастают. Уже не можешь защитить...

Наталья МАТЮХИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории Малокулиховской школы поселка Кулиховский, Орловская область:

- У меня двое детей. Я провожала их в первый класс очень давно. Мой первый сын пошел в школу, где я работала завучем по учебно-воспитательной работе. Перед первым сентября он подготовил стихотворение, с которым собирался выступать на линейке. Он очень хорошо выучил это стихотворение, но когда пришло время рассказывать, забыл первую строчку и вдруг закричал: «Мама, что дальше?» У нас сохранилась запись этого выступления, мы и сейчас смеемся, когда смотрим его. Конечно, в тот день он очень волновался и чувствовал себя растерянным. Это было потрясение. Второй, младший, сын пошел в школу, в которой преподавал мой муж. Я не смогла тогда прийти к нему на праздник, но очень хорошо помню, как мы отмечали дома его первое сентября в кругу родственников. Мое первое сентября было похоже на первое сентября моих детей: оно было таким же радостным, таким же волнительным. На первое сентября я принесла огромный букет. Он был таким тяжелым, что до школы его нес мой папа. Еще совсем маленькой я хотела пойти в школу. В детстве я часто играла в школу. Наверное, это семейное: моя мама тоже была учительницей.

Юлия ВАСИЛЬЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №1118, Москва:

- Двое моих детей сейчас уже взрослые. Когда я провожала их в первый класс, у меня было такое же хорошее настроение, как и в тот день, когда я сама впервые пошла в школу. Я помню, как готовилась к этому дню, покупала все необходимое к первому сентября. Мне было очень радостно.

Майя КОЛЯДЕНКОВА, учитель права

и обществознания гимназии №23, Саранск:

- Это было давно-давно. В 1980 году, когда в Москве проходила Олимпиада. Мой сын готовился к первому классу. В принципе учитель - моя вторая специальность. Первая - промышленный электронщик. Когда мой сын пошел в школу, я начала учиться вместе с ним. Я стала председателем родительского комитета. Вместе с комитетом и учениками мы создали в школе шикарный кукольный театр. После этого директор пригласил меня работать в школе. Так я стала учителем. А моя дочь пошла в школу самостоятельно, я не провожала ее.

Анджелика ПОЛУШИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель обществознания и права школы имени М.В.Ломоносова, г. Нижний Новгород:

- У меня трое детей: два сына и дочь. Мой второй сын пошел в первый класс через четыре года после старшего, а дочь - на следующий год. Мы все - я и дети - очень волновались. У нас была очень торжественная линейка, с песнями, с театрализованным представлением, которое нельзя забыть. Мое первое сентября я помню уже не очень хорошо, но, наверное, тогда я себя чувствовала так же, как и мои дети. Когда я со своим первым классом пришла в школу, учительницы не оказалось, и мы пошли по домам. Но нас догнали и сказали, что учительница вернулась.