Нельзя сказать, что Министерство образования и науки РФ игнорирует тему воспитания. Наоборот, за последние годы было подготовлено немало документов, посвященных повышению воспитательного потенциала образовательного процесса. «Это и Программа развития и воспитания, и рекомендации о внесении в Положение об аттестации и аккредитации оценки воспитательной деятельности школы, - рассказывает начальник отдела воспитания и дополнительного образования детей Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобразования и науки РФ Валентина Березина. - Мы провели два всероссийских конкурса воспитательных систем в рамках программы развития воспитания. Сейчас завершили прием документов на третий. Нам прислали 1300 работ по всем номинациям - от дошкольного до высшей школы. И когда читаешь эти материалы, в ножки готов поклониться этим педагогам, которые во главу угла ставят ребенка и все - учебный и внеучебный процесс - вокруг него выстраивают. Никогда такую школу ребенок не забудет и никогда не будет считать, что учителя его враги». Наша газета, кстати, проводит конкурс для классных руководителей, где есть номинация «Воспитательная система». Анализируя конкурсные материалы, понимаешь, что качество воспитательного процесса, а от воспитательной миссии школе никуда не уйти, как бы ни была мала зарплата преподавателя, зависит в конечном итоге от личности конкретного учителя, от атмосферы, которая складывается в образовательном учреждении. Об этом на нашем редакционном педсовете говорила учитель английского языка 130-го новосибирского лицея Нина Коптюг: «Для меня воспитательная миссия лицея №130, в котором я работаю, вот в чем: если что-то случится, у нас никто не пройдет мимо ребенка, ни один учитель. Все дети очень быстро усваивают, что любой педагог может вмешаться в конфликт, остановить драку, успокоить плачущего. Обязательно будут приняты меры. И любой ребенок может обратиться за помощью к любому взрослому. Это политика школы, установка».

Наверное, любой мало-мальски опытный педагог согласится: он воспитывает учеников не тогда, когда читает им нравоучения, а когда здоровается с учеником, когда отдыхает в парке, дает интервью на телевидении... В общем, всей своей жизнью. А ведь порой, считает руководитель Центра взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями Центрального окружного управления образования Вячеслав Глинчиков, «люди, которые призваны быть воспитателями, будучи невоспитанны, пытаются поднять своих учеников выше себя. Это очень трудная задача. Мне кажется, что государство должно изо всех сил поддерживать учителей, которые что-то делают при этих зарплатах. Но этого не происходит. Считается, что человек, получивший аттестат зрелости, ставший совершеннолетним, автоматически становится гражданином. Нет такой графы в аттестате - «гражданская зрелость», не ставится за это оценка. Выход вижу один: воспитанием должны заниматься общественные организации». Например, детские объединения. В Татарстане они никуда не исчезли, сообщил заместитель начальника городского Управления образования Казани Марат Лотфуллин, есть и пионеры, и скауты, и «Наследники Татарстана», и школьное самоуправление сохранилось.

Рекомендации

Правительству

Поддержать материально педагогов, которые работают с детьми в рамках общественных организаций.

Минобрнауки РФ

Провести в основных документах национального проекта «Образование», положениях об аттестации школ и учителей идею о равенстве двух основных направлений образовательной политики - качественном обучении и качественном воспитании.