Итак, подведены итоги финального тура. Они знаменательны, показали, что наши школьники из многих городов России готовы стать активными членами гражданского общества, которое, собственно, они сами и будут строить - работы в этом направлении им хватит!

Нынешняя олимпиада в очередной раз доказала, что школьный предмет - граждановедение - с успехом изучают не только старшеклассники, но и школьники средних классов - среди участников олимпиады немало учеников шестых-седьмых классов. В них зреет желание вырасти настоящими гражданами, принимать активное участие в жизни общества.

Итак, перед нами письменные работы участников заочного тура олимпиады младшей группы участников - 6 и 7-х классов. Оставим в стороне ответы на вопросы по избирательному праву - ребята показали хорошее знание предмета и в целом успешно справились с заданием. Обратимся к заключительным частям их сочинений - эссе на тему «Почему выборы считаются средством справедливого решения политических вопросов?»

Поиск истины

Прежде всего отметим хорошее знание теории, широкий взгляд, отсутствие штампованных фраз и готовых выводов из учебника, стремление к собственному осмыслению вопроса, собственный поиск истины.

Ольга Чмырева, 7-й класс гимназии №25 г. Костромы, пишет:

«В жизни государства и общества всегда возникает множество самых разных и очень острых политических вопросов: кто будет руководителем государства, каким способом будут формироваться органы власти, какие политические партии и организации должны оказывать влияние на жизнь общества и многие-многие другие. Между сторонниками тех или иных способов решения этих вопросов существуют противоречия, иногда очень острые, которые могут привести к конфликтам внутри страны. А это - нестабильность, кризис, гражданские войны, революции.

Избежать этого помогут выборы, которые осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является добровольным... Но все граждане страны должны понимать, что от их участия зависит эта справедливость. Нельзя игнорировать выборы, нельзя думать, что от одного голоса ничего не изменится и один голос ничего не решает. Выборы дают возможность оказывать влияние на политическую ситуацию и принимать справедливые решения в политических спорах».

Дарья Федорова, 7-й класс школы №4

г. Дмитрова, напоминает классическое выражение Аристотеля: «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством». Даша уделяет особое внимание не процедуре выборов (демократия - это процедура, напоминает известное определение финалистка), а роли простого человека - избирателя.

«Низкий уровень участия избирателей в выборах отрицательно сказывается на демократическом процессе, ограничивает число лиц, влияющих на государственную политику. Равнодушие убивает демократию, - пишет в своем эссе Даша Федорова. - Выборы являются важнейшим механизмом осуществления демократии. Любые политические споры могут быть решены в ходе конкурентных, периодических, представительных, окончательных выборов. Конкурентность предполагает не только возможность предоставления оппозиции доступа к голосованию. Должна быть соблюдена свобода слова, собраний, передвижения. Оппозиция должна иметь доступ к эфиру, не может быть подвергнута цензуре.

Для того чтобы выборы действительно стали справедливым средством решения политических вопросов, необходим высокий уровень правовой культуры и кандидатов, и избирателей. В обществе не будет справедливости без уважения к праву и законам. Школу демократии должен пройти каждый».

Обратимся к работе Анны Макаркиной, 7-й класс Лингвистического лицея №25, г. Ижевск, с письма которой мы начали обзор. Изложив теорию («выборы считают важнейшим институтом современной демократии» и т.д.), Аня задается вопросом: Насколько справедливо высказывание, что выборы являются средством справедливого решения политических вопросов? Аня желает сама найти истину, поэтому не воспринимает на веру «демократию из книги», а на примерах из многих источников ищет убедительные доказательства. Что главное для гражданина? Аня отвечает: «Возможность активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни - это политические права человека, к которым относится избирательное право - право выбирать и быть избранным».

Но могут ли выборы решить вставшие перед страной политические вопросы, как это следует из определения?

Аня утверждает, что только свободные и честные выборы могут быть средством справедливого решения политических вопросов. Исследуя вопрос, Аня идет дальше, она обращается к международным документам:

«Подтверждает важность вопроса о справедливых выборах факт, что постоянно развивается международная законодательная база по выборам и обеспечению избирательных прав участников процесса. В настоящее время подготовлен проект европейской Конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод. Таким образом, международное сообщество подчеркивает, что свободные, справедливые, открытые и гласные выборы являются выборами демократического стандарта, а сам стандарт является инструментом для приведения выборов как можно в большем количестве стран к демократическому образцу».

Теория и жизнь для Ани Макаркиной неразрывны: она тут же обращается к проблемам местных выборов в Удмуртской Республике, в которой она живет, и городе Ижевске. Она пишет в заключение:

«При потере доверия к выборам, при отказе граждан реализовать свое избирательное право уже нельзя будет говорить о честности и справедливости выборов. А это значит, что и средством справедливого решения политических вопросов такие выборы уже не будут».

Елена Павлова, ученица 7-го класса гимназии г. Новоуральск Свердловской области, блестяще изложила историю зарождения и развития выборной демократии с древних времен до наших дней. Она считает, что представлению людей о справедливости отвечают демократические выборы, признаками которых являются представительность (всеобщность), конкурентность (альтернативность, состязательность), периодичность, равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов, непосредственность выборов, т.е. прямые выборы избирателями кандидатов в органы власти. «Принципы тайного голосования, гласности, свобода выборов способствуют реализации представлений членов общества о справедливости. Выборы являются справедливым средством решения политических вопросов еще и потому, что учитывают и интересы большинства, но и демонстрируют интересы меньшинства», - пишет в заключение Лена Павлова.

Право сомневаться

«Подвергай сомнению», - таков завет мудрости. Однако в юном возрасте не многие умеют подвергать сомнению то, чему учат в школе. Однако наши финалисты, учащиеся 10-11-х классов - мыслящие молодые люди, не принимающие на веру ничего. Все знания они пропускают через свой разум и сердце. Они не только подвергают сомнению общеизвестные истины вроде той, которая вынесена на их обсуждение, - являются ли выборы гарантией справедливости, но и критически оценивают нашу политическую практику.

Вот что пишет Мадина Нагимулина, 11-й класс школы №65, г.Краснодар:

«В связи с тем, что в настоящее время возрастает роль представительных органов власти как на уровне Федерации, так и на местном уровне, особенно со вступлением в силу закона «О местном самоуправлении», растет и роль выборов как средства решения политических вопросов. Но пока еще выборы далеки от совершенства на федеральном уровне, а особенно на местном. Многочисленные нарушения в ходе выборов позволяют прийти в политику случайным людям, даже представителям криминальных структур, которые имеют личные цели во власти, далекие от гражданственности и патриотизма. В политику благодаря выборам приходит много практиков, бизнесменов, банкиров, которые лоббируют интересы своих групп, забывая об общегосударственных, пытаются отрезать больший кусок от пирога в форме государственного бюджета. К сожалению, выборы все чаще не приводят в представительные органы профессиональных юристов, политологов, ученых, которые вместо решения узкогрупповых проблем могли бы выстраивать долгосрочные перспективы и предлагать тактические приемы их реализации.

Противники Президента РФ обвиняют его в том, что его окружение и пропрезидентское большинство в Думе не видят перспектив, не имеют стратегических целей, программы развития. Это отчасти так. Политики резко вращают штурвал российского корабля, вот только как бы не сесть на мель. От монетаризации льгот к национальным проектам, от реформы образования с целью повышения его качества к закрытию школ на селе.

Когда-то в советские времена люди, достигшие ранга руководителя учреждения, предприятия, работники администраций уровня заместителей проходили обучение в Высшей партийной школе. Я думаю, без учебы тех, кто пришел к власти, не обойтись. Но и от отзыва депутатов не следует отказаться, хотя идея отзыва будет навек похоронена вместе с переходом к пропорциональной системе выборов, что и произошло на Западе.

Считаю, что, пока справедливого решения политических вопросов в мире не существует, это удается только в отдельных случаях. Совершенствование выборного процесса - один из путей достижения этой справедливости, но сегодня выборы не отражают реальных ожиданий и интересов избирателей, поэтому народ и голосует фактически против такого положения, проявляя абсентеизм или голосуя против всех».

Екатерина Федотова, ученица 10-го класса школы №1285, г. Москва:

«Выборы являются своеобразным политическим рынком, где конкурируют различные политические партии и их лидеры. Выборы - шанс народа заявить о себе, предложить свою точку зрения. То есть осуществить власть народа. Иначе государство не может быть демократическим.

Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение в конечном счете принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции.

Таким образом, выборы являются единственным справедливым решением политических вопросов. Но не всегда, как мне кажется, в настоящее время. Порой права граждан участия в выборах в условиях и путях проведения выборов нарушаются. Для того чтобы действительно добиться справедливости, надо улучшить контроль над правомерностью проведения выборов».

Евгения Алешина, ученица 10-го класса гимназии №1, г. Самара:

«В обществе всегда существуют конфликты интересов различных групп, которые могут разрешаться разными способами. В демократическом государстве эти конфликты должны разрешаться мирным путем, когда меньшинство добровольно подчиняется воле большинства, а большинство уважает законные права меньшинства.

Выборы как раз и являются важнейшим инструментом мирного разрешения таких конфликтов, так как именно они помогают определить, в чем заключается воля большинства. Выборы занимают особое место в политической жизни государства. Их исход во многом предопределяет дальнейший вектор развития страны.

Однако выборы могут служить средством разрешения политических вопросов лишь при условии, что они проводятся честно, в полном соответствии с законом и их результаты отражают действительное волеизъявление народа.

Если же у части общества возникают обоснованные сомнения в честности проведения выборов, то выборы, напротив, могут привести к обострению конфликтов в обществе, стать их катализатором и явиться причиной политических катаклизмов. Если власть, потерявшая поддержку масс, решается пойти на выборы, ей приходится прибегнуть к массовой фальсификации итогов голосования. Но это может привести к взрыву народного негодования, который сметает непопулярный режим. Примером являются выборы 2003 г. в Грузии, 2005 г. в Киргизии, где сомнения в честности выборов привели к непризнанию оппозицией их результатов и антиправительственным выступлениям, приведшим к падению правящих режимов и расколу общества».

Александр Голиков, учащийся 10-го класса, Малокуликовской средней школы Орловского района Орловской области:

«В самом вопросе эссе, я считаю, есть некорректность. Что значит «справедливого» решения? «Справедливого» для кого? В политике, как мы знаем, всем правят интересы и борьба за власть, а значит, не существует справедливости для всех. Выборы способа мирного решения проблем - да, возможность снять социальную напряженность и выпустить пар - да, но не более.

Достаточно вспомнить выборы в Украине периода оранжевой революции и совсем недавние мартовские, прошедшие там же, или в Италии...

Поэтому и не прекращается политическая борьба в самих выборных органах.

При любых результатах выборов остается меньшинство, которое не признает их справедливыми ни за что. Они сочтут свои интересы ущемленными».

Рената Некрасова, ученица 10-го класса школы №3 г. Котельнича Кировской обл.:

«Универсализация избирательного права и распространения его расширили возможности граждан влиять на выборы. Политика стала касаться каждого человека.

Развитие демократии в России во многом определяется тем, какие партии стоят у власти, какие политические деятели управляют различными сферами нашей жизни. Из-за слабости гражданского общества партии в России возникали не как каналы связи гражданского общества и власти, а как клиенты, выражающие групповые интересы, которые представляли собой объединения сторонников вокруг политического деятеля. Не случайно многие высшие чиновники из правительства и Администрации президента возглавляют партии или входят в их руководство.

Отдавая голоса той или иной партии, электорат делегирует ей полномочия представлять свои интересы. Несмотря на широкое применение политтехнологий, многие политические партии оказались невостребованными, проигрывая выборы за выборами.

«Выборы - единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников» (Л. Питер). Если выборы прошли при соблюдении основных принципов законности, периодичности, свободы и признаны демократическими, то есть все основания предполагать, что и решения, принимаемые президентом или депутатами, будут справедливыми, отражающими интересы народа».

Александра Сидоренко, ученица 10-го класса школы №11, г. Пенза:

«Могут ли выборы быть справедливыми? Решают ли они вопросы политические?

Туманно. Смутно. Неясно. Нет твердой почвы под ногами и точки опоры. Где найти слова для достойного ответа?

«Власть народа» стала слишком большим ребенком, за которым уже сложно следить; потерялись те основы, которые восхищают меня в греческом первоисточнике. Бюрократическая машина, приводящая демократию в действие, такая огромная, что она работает бессмысленно и бесполезно.

Тот же самый процесс выборов в законодательные, исполнительные органы власти, не важно куда, повторяюсь, раньше был жизненно необходим в борьбе с конфликтами, но теперь оказался фарсом, ничего не показывающим и ни на что не влияющим».

Дарья Чичканова, ученица 10-го «В» класса школы-гимназии №1, г. Ишимбай, Республика Башкортостан:

«Что ни говори, а все-таки на сегодняшний день я не могу признать выборы средством справедливого решения политических вопросов полностью. На любом этапе электоральной кампании наблюдаются правонарушения, организаторы злоупотребляют своими полномочиями, да и сам гражданин вследствие всего этого теряет надежду на честный исход выборов. Поэтому для большинства граждан сама идея демократических выборов теряет смысл, и они решают не принимать никакого участия в этом «нечистом» процессе.

Как мне кажется, соответствовать своему социальному назначению - представлению воли народа, отражению всеобщей справедливости - выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах:

- наличие в обществе ценностного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий подавляющего большинства граждан уважать результаты выборов;

- уважение прав человека в государстве. Это необходимо для того, чтобы избиратели и кандидаты чувствовали себя свободными, не подвергались разного рода угрозам, чтобы в обществе существовало уважение личности;

- электоральная (гражданская) просвещенность избирателей».

Игорь Гульман, ученик 10-го класса, лицей №16, г. Троицк Челябинской области:

«Принцип представительной демократии на сегодняшний день кажется наиболее логичным и понятным. Вопрос в другом: как следует выбирать народных представителей? То, что целесообразно, зачастую не отвечает понятиям о справедливости, и наоборот, то, что справедливо, нередко диссонирует с целесообразностью.

Обществоведы, начиная с Платона, упорно ищут модель «идеального государства», в котором частные интересы граждан органично сочетались бы с государственными и общечеловеческими интересами. В поисках такой модели и сформировались идеи правового государства. Россия стремится к построению именно такого государства, вот почему вопросы политики являются важными.

Безусловно, чтобы государство было действительно демократичным, выборы должны быть свободными, независимыми и, конечно же, справедливыми.

Нарушения в избирательном процессе, минимальная альтернатива выбора или ее отсутствие могут очень сильно повлиять на выборы или же просто стать причиной становления бесполезности института выборов.

К сожалению, сегодня ситуация в России такова, что выборы зачастую проходят с многочисленными нарушениями. Избиратели подкупаются, итоги фальсифицируются, кандидаты ведут открытую войну друг с другом порой совершенно незаконными путями.

Право на ответственность

Самое ценное в работах участников олимпиады - не только глубокое знание предмета, что само по себе очень важно, а их самостоятельный вывод, что ответственность за выборы каждый гражданин должен брать на себя. Не все недостатки системы выборов и нынешнего демократического устройства объясняются незрелостью власти, эгоизмом политиков или борьбой политических сил. Многих бед можно было бы избежать, многое можно исправить, если сами избиратели начнут проявлять собственную политическую волю и неравнодушие к делам общества.

Евгения Алешина:

«Я думаю, что государство, демократическое по форме и правовое по своей сути, вряд ли состоится без свободных и демократических выборов, соответствующих общепризнанным международным критериям избирательных прав и свобод человека и гражданина. Избирательные права и международные стандарты по проведению демократических выборов должны быть основополагающей нормой современной политики».

Александр Голиков:

«По своему значению выборы являются важнейшей формой участия в политической жизни современного демократического государства. Но далеко не каждый, имеющий право голоса, идет на выборы. Важной проблемой политической жизни многих стран, в том числе и России, является пассивность избирателей, абсентеизм - уклонение избирателей от участия в голосовании. Разве можно вести речь о выборах как средстве справедливых политических решений, если мы не в состоянии эту общественную болезнь победить?

Почему бы не разрешить голосовать не с 18, а, например, с 16 лет?.. Мы не хуже некоторых взрослых разбираемся в политике. Тем более что это именно нам предстоит пожинать плоды деятельности тех, кого выбирают сегодня».

Рената Некрасова:

«Чтобы квалифицированно участвовать в политической жизни, надо научиться самостоятельно делать выводы из полученной информации. Способность самостоятельно приходить к политическим решениям - основной элемент политической культуры человека».

Дарья Чичканова:

«Важно уяснить, что выборы станут по-настоящему демократическими и справедливыми только тогда, когда избиратель ощутит себя настоящим гражданином - человеком свободным и ответственным, от осознанного выбора которого зависит будущее его Родины... моей России».

Игорь Гульман:

«Зачастую выборы оказываются бесполезными по вине самих граждан - по причине их равнодушия, абсентизма. Зачастую граждане не разбираются в сложившейся политической и экономической ситуации вследствие своей низкой политической культуры. Формирование культуры - долговременный процесс, поэтому трудно ожидать от норм и ценностей быстрой изменчивости. По мнению многих исследователей, унаследованные от советского прошлого политико-культурные ценности значительно влияют на процессы постсоветского развития. У людей сложилось мнение, что от них ничего не зависит, что они «винтики» в машине государства, а не ее рычаги.

Итак, являются ли выборы средством справедливого решения политических вопросов сегодня? Я думаю, что на данном этапе политического развития России однозначного ответа не существует. Выбор прежде всего делают люди. Они должны нести ответственность за него».

Алексей Киселев, ученик 10-го класса гимназии №23 г. Саранска, Мордовия, в своей работе дал блестящий анализ развития выборной демократии, а главное - роли в этом самих избирателей и своей собственной как будущего избирателя и гражданина. Хочется процитировать из его эссе отрывок, в котором видны и гражданское сознание пишущего, и его готовность брать на себя ответственность, и оптимистическую уверенность в будущем российской демократии:

«Гражданская инертность вовсе не безвредна, она культивирует более опасное зло - политическую безответственность. Даже на бытовом уровне, когда человек колеблется между двумя или несколькими более или менее равноценными возможностями, выбор - дело непростое, ведь решение может привести к разным для него последствиям. Голосуя из тех или иных далеких от здравого смысла сиюминутных соображений за недостойного кандидата, тем самым буквально намеренно приводя к власти корыстных и недобросовестных людей, не добиваемся ли мы в итоге усугубления все тех же проблем, мучающих нас из года в год? Может быть, прежде чем опускать бюллетень в ящик для голосования, есть смысл не умиляться обещаниям людей, которые жаждут, чтобы мы за них проголосовали, а подумать о том, что они способны и способны ли вообще дать обществу, а до того, как вовсе отказаться от голосования, - взвесить последствия своего отказа. Выбор в любом случае состоится - без нас, но все и для нас. Но вот когда результат окажется нам не по душе, винить будет некого, кроме себя.

Значит, выборы - это возможность для общества корректировать власть, воздействовать на нее, и если мы раз за разом упускаем эту возможность, отказываемся ею воспользоваться, то не имеем права никого винить. Выборы - это возможность исправления ошибок эволюционным путем. Общество - слишком тонкая материя, чтобы с ним можно было общаться на языке революций. Даже если эти революции окрашены в благородно-привлекательные цвета. Недавний опыт бывших союзных республик подтверждает, что, во-первых, ошибки при выборе руководителей слишком дорого обходятся, поэтому лучше их не допускать, то есть более ответственно пользоваться своим правом выбирать. А во-вторых, исправление ошибок революционным путем может привести к новым, еще более серьезным просчетам. Например, властной чехарде, чему мы становимся свидетелями в одних случаях, и пышному расцвету популизма - в других.

Чтобы сказать, являются ли выборы средством справедливого решения политических вопросов, нужно помнить, что они являются альтернативой социальным революциям. И нужно помнить, что демократия - это не когда выбирают демократов, а когда выбирают тех, кого большинство граждан хотят видеть своими избранниками. А чтобы в революциях не было необходимости, важно, чтобы выбор каждого гражданина опирался на здравый смысл. Достойных людей в России много - голосовать уж точно есть за кого».

х х х

Подводя итоги обзора работ финалистов, отмечу главное. Это замечает не каждый, кто знакомится с ученическими сочинениями, но видно тем, кто наблюдает за традиционными состязаниями наших «олимпийцев» на протяжении многих лет. Как далеко ушли наши сегодняшние конкурсанты, от семиклассников до старшеклассников, от тех первых смелых и пытливых ребят, которые начинали изучать предмет граждановедение всего каких-нибудь десять лет назад! Они отличаются даже от тех, кто участвовал в олимпиадах три - пять лет назад. Отличаются прежде всего смелостью и самостоятельностью мышления, склонностью к собственному анализу вещей, личным интересом к демократии как к своему будущему. Можно говорить о большей зрелости суждений и выводов, о неприятии готовых формул и решений, о собственном мнении на все животрепещущие вопросы жизни.

А вот что объединяет участников олимпиад всех поколений - это осознание собственной ответственности за судьбу страны, смелая готовность к будущей взрослой жизни и неистребимый оптимизм, светлая вера в будущее страны и свое собственное.