Гражданское воспитание должно идти в процессе осознания и выполнения детьми социальных ролей, овладения ими духовной, в частности, нравственной культурой, знакомства с общественными процессами и явлениями, при активном участии в социальной практике.

Социальный заказ на воспитание гражданина тесно связан с характером общественных отношений и обусловлен спецификой исторического этапа развития общества.

Определить место и цель гражданского воспитания человека стремились еще А.Радищев, В.Белинский, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, А.Герцен, Д.Писарев, Н.Шелгунов и многие другие представители русской интеллигенции. Их понимание было связано с борьбой за новую свободную Россию. В своих трудах они подчеркивали приоритет гражданского воспитания, опираясь при этом на столпы нравственности, общечеловеческие ценности, приверженность которым должна закладываться в основу личности каждого. Гражданское воспитание в советский период во многом решалось благодаря детским общественным организациям.

Сегодня принципиально иной характер приобретает содержание гражданского образования. Гражданственность учащихся понимается как ощущение себя нравственно, юридически и политически дееспособным гражданином страны, ответственным за то, что в ней происходит, за свои поступки. Гражданственность оценивает отношение человека к обществу и является нравственной характеристикой личности. Настоящего гражданина своей родины отличают высокие человеческие нравственные качества - способность понять другого человека, активно сопереживать горю и радостям других людей, прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, чувство долга перед страной и людьми.

Содержание гражданского образования, представляя собой интеграцию этических, правовых, экологических, политических, экономических и других знаний, будет обеспечивать соответствие получаемой учащимися информации и их деятельности в рамках демократически ориентированного школьного коллектива и во внешкольной среде.

В настоящее время школы все активнее осуществляют гражданское воспитание детей. Об этом свидетельствует довольно прочное место курса «Граждановедение», который представлен несколькими авторскими программами и пособиями. В содержание курса закладываются знания о человеке, смысле жизни, нормах морали, об обществе, законах, экономике, правах и обязанностях человека, о глобальных проблемах человечества и проблемах страны на современном этапе. Во многих регионах используется местный, региональный материал, свидетельствующий о возрастающем интересе к истории своей малой родины, например программа «Москвоведение». Наблюдается постепенное восстановление в правах воспитательной работы, регулярно проводятся конкурсы «Я - гражданин России», олимпиады по граждановедению, конкурсы по правам ребенка, по защите прав потребителей и т.п. Появились детские и молодежные общественные объединения. Их уже несколько сотен. Воспитывать нужно не только словом, но и делом. Здесь имеется в виду социальная практика, в ходе которой ребенок реально включен в гражданско-правовые отношения, во время которых дети готовятся к тому, чтобы стать ответственными и вовлеченными в общественную жизнь гражданами.

Из анализа гражданского воспитания на современном этапе видно, что необходима разработка новой психолого-педагогической концепции личности, внутренне нравственно свободной и ответственной, разумно сочетающей личный интерес с коллективным, государственным, общественным интересом. Изучение опыта деятельности детских общественных организаций показало, что они в полной мере ощутили на себе все тенденции развития гражданского общества, изменения в социально-экономической и общественно-политической сферах.

Анализ их практики позволил выявить некоторые общие тенденции их функционирования на различных этапах развития страны и определить возможность использования положительного опыта для гражданского воспитания детей школьного возраста в современных условиях. Слабой стороной детского движения доперестроечного периода было наличие, по сути, одной-единственной детской организации, которая имела четкую идеологическую линию.

В основе программы «Новая цивилизация» лежит скаутский метод организации жизни детского коллектива. Скаутская организация способствует саморазвитию, самовоспитанию личности ребенка. В задачи воспитания входило формирование общечеловеческих ценностных ориентаций, система взаимоотношений строилась на уважении к личности и ее правам.

Сегодня возрастает роль детских общественных организаций. Очевидна необходимость новых подходов к их задачам и функциям. Главная особенность всех детских объединений в том, что они направлены на решение воспитательных задач, приобщение к правилам, нравственным ценностям и моральным нормам общества. Именно в сообществе себе подобных ребенок лучше познает правила общежития, самого себя. Учится строить взаимоотношения, привыкает к более разнообразным способам поведения и самопроявления.

Детей объединяет совместная деятельность, в которой у них воспитываются такие нравственные качества, как взаимопомощь и взаимовыручка, сочувствие, ответственность, самостоятельность, чувство сопереживания, справедливость, умение радоваться успехам других. Воспитательный потенциал детской общественной организации проявляется в том, что она является таким социальным институтом общества, в котором ребенок выступает полноправным субъектом деятельности с равными правами и обязанностями. Способствует созданию более оптимальных возможностей для его самореализации (самостоятельный выбор видов деятельности, направления работы, индивидуальный график работы и пр.). Открывает возможности для создания наилучших условий гармоничного развития личных интересов и воспитания гражданственности (за счет демократичных взаимоотношений между членами организации и их руководителем). Создает условия для усвоения таких важных нравственных качеств личности, как чувство товарищеской солидарности, формирует убеждение в необходимости быть полезными людям, закалку и тренировку волевой готовности добросовестно выполнять свой гражданский долг, не ущемляя при этом личных интересов других людей. Обеспечивает преемственность старшего и младшего поколений. При этом происходит духовное обогащение, сближение личных интересов с общественными, отвлечение ребят от дурных поступков, от улицы, от правонарушений и вредных привычек.

Полноценное гражданское воспитание личности невозможно без нравственной составляющей. Наиболее успешно моральные нормы прививаются там, где дети получают возможность выбирать способы поведения на свободной основе без непосредственной и категоричной оценки учителя. Нравственным поведением считается такое, которое связано со свободным выбором социальных форм поведения, ярко проявляющихся в гражданской и политической активности школьника.

Решающая роль в приобретении нравственного опыта отводится учителю, руководителю общественной организации. Проведенное исследование показало недостаточную готовность учителей, взрослых руководителей детских организаций помогать школьникам переходить на новый уровень зрелости, нравственного становления, что приводит к серьезным проблемам в дальнейшей жизни детей. Повышение психолого-педагогической компетентности педагога предполагает не только теоретическую подготовку, но и готовность практически действовать с учетом возникающих в воспитательном процессе проблем нравственного характера.

Автором выявлено три основных подхода к соотношению понятий гражданского и нравственного воспитания. С точки зрения первого подхода гражданское воспитание является составной частью нравственного воспитания наряду с другими направлениями: правовым, экономическим, трудовым, экологическим, эстетическим, этическим, семейным и т.д. Все эти направления, органично соединяясь, составляют содержание нравственного воспитания, которое объединяет, синтезирует все направления, придавая им новое качество и усиливая эффективность. Основной недостаток этого подхода заключается в том, что гражданское воспитание рассматривается лишь как одно из направлений.

В соответствии со вторым подходом нравственное воспитание является основой гражданского воспитания. Представители этой точки зрения рассматривают его в более узком смысле, приписывая гражданскому воспитанию несвойственные ему аспекты, связанные с этическими и иными нормами поведения в обществе. Понятие «гражданин» появляется там, где есть нормативно определенные отношения человека и государства. Во всех иных случаях это отношения «человек и общество», то есть социальные, но не юридические взаимоотношения, содержание которых определяется не столько и не только юридическими нормами, а социальными нормами, то есть «обычным правом». Основной недостаток этой точки зрения заключается в том, что «заужаются» педагогические возможности нравственного воспитания, а гражданское воспитание принимает на себя часть несвойственных ему функций.

Все направления воспитания в той или иной мере представлены в содержании гражданского воспитания, которое органично взаимосвязано с нравственным становлением личности. В этом подходе есть определенные недостатки, в частности определенная схематичность предлагаемой модели. Вместе с тем этот подход помогает понять место гражданского воспитания в системе воспитательной работы, показывает обобщающую роль нравственного воспитания, а главное - дает практические выходы, направленные на организацию детской общественной организации по каждому направлению.

Воспитание гражданина в полном смысле этого слова начинается с чувства собственного достоинства, нравственного богатства, которое несет в себе личность, и готовности его служить другим людям, что во многом обусловлено сложившимся характером отношений граждан между собой и с существующим государством.

Была проведена опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась по следующим основным направлениям: апробация программы гражданского воспитания «Новая цивилизация», способствующей нравственному развитию детей в деятельности детской общественной организации, а также использование в условиях Орловской области; выявление воспитательного потенциала детской общественной организации; изучение интерактивных форм и методов, включая игровые технологии, моделирующие отношения гражданского общества, как на уровне отдельного государства, так и международного сообщества; подготовка ученического актива через создание педагогических условий для проявления активной гражданской позиции в социальной практике; подготовка педагогических работников к использованию технологии «Новая цивилизация» по гражданскому воспитанию членов детских общественных организаций.

За основу был взят метод педагогического эксперимента по внедрению игровой технологии гражданского воспитания в деятельность детской общественной организации, способствующей нравственному развитию детей. Результаты позволили сделать вывод о том, что используемые методические принципы отвечают запросам современного общества, связанным с воспитанием юных граждан, и повышают эффективность этого процесса. Основные принципы: практическое служение окружающим людям, деятельность в составе постоянных малых групп, ответственность ребенка за собственное развитие при необходимом педагогическом сопровождении. Педагогические возможности игровой технологии «Новая цивилизация» позволяют моделировать систему социальных отношений гражданского общества в особых игровых условиях. Городской фестиваль «Новая цивилизация» открывает большие возможности для гражданского воспитания и нравственного развития его участников. Он моделирует международные отношения по различным направлениям деятельности, что дает возможность его участникам в игровой форме познать азы международной политики. Проверить эффективность той или иной тактики решения возникающих международных проблем. Сравнить действенность предпринимаемых шагов, осознать необходимость и даже неизбежность сотрудничества между государствами в целях повышения жизненного уровня граждан, сокращения военных расходов и т.п.

Данная технология формирует и закрепляет новые способы ориентировки подростков в правовых и гражданских отношениях, позволяет убедиться в эффективности демократических способов решения социальных проблем различного уровня.

Юные участники фестиваля «Новая цивилизация» могли продемонстрировать умение отстоять свои интересы, показать активную гражданскую позицию, умение защитить свои права. Если до фестиваля 64% подростков отмечали, что не видят смысла принимать участие в выборах по достижении совершеннолетнего возраста, так как считают, что от их мнения ничего не зависит. 81% не стали бы отстаивать свои права в суде при решении спорных вопросов, так как это бесполезно. 54% не хотели бы брать на себя ответственность в управлении школой и государством, то после фестиваля «Новая цивилизация» его участники по-иному взглянули на данную проблему и отметили с полной уверенностью, что стали более ответственными в принятии своих решений.

Скажем, в выборах уже приняли бы участие 87% опрошенных, стали бы отстаивать свои права 60%, хотели бы участвовать в управлении школой, государством 57%.

Приведенные данные дали основание говорить о том, что за время фестиваля значительно изменяется отношение детей к жизни в гражданском обществе, складывается более активная личная гражданская позиция.

Технология «Новая цивилизация» обеспечивает целостность и цикличность реализации программы деятельности детской общественной организации, что способствует непрерывности процесса гражданского воспитания в течение учебного года благодаря своей структуре. Программа «Новая цивилизация» помогает объединить практически все направления воспитательной работы, которые раньше были обязательными для классного руководителя. Это объединение в игровом взаимодействии осуществляет «Правительство школьного государства» (игровая структура), которое разрабатывает программы по различным направлениям, осуществляет «финансирование» (за счет условной игровой валюты), поощряет участников (условные «государственные награды») и т.д.

Программа «Новая цивилизация» развивает нравственные качества личности растущего человека: инициативность, гуманизм, отзывчивость, чувства долга, патриотизма, ответственности, благородства, определяющих его поведение в конкретных случаях и ситуациях. И как самый важный результат - действенность его мировоззрения, морально-нравственных идеалов, убеждений. Школьник, член детской общественной организации, должен не только думать, но и действовать по совести, в соответствии со своим мировоззрением. Такой «школой действия» служат основные формы общественной работы, используемые в детской организации. В них у школьника воспитывается умение подчинять свои интересы и свою волю решениям других и убеждать других в своей правоте, отстаивать в деле свои взгляды, ставить цели и решать их.

Технология «Новой цивилизации» способствует постановке и решению серьезных нравственных задач: возможности сделать выбор, помочь своим товарищам; формированию и закреплению навыков культуры деловых отношений; развивает эмоционально-волевую сферу личности; воспитывает уважение к мнению партнера, терпимость к инакомыслию, потребность во взаимопонимании. Кроме того, в ходе игры школьники учатся грамотно защищать свои права, если нужно, то и в судебном порядке. Получают возможность использования своих прав в различных сферах, в том числе права быть избранными в представительный орган, права на свободный и оплачиваемый труд, права на образование и т.п.

Межрегиональный образовательный лагерь школьного актива «Ньюландия» моделирует деятельность цивилизованного государства, которым полностью руководят сами дети. Это настраивает ребят на определенную самостоятельность, дает им возможность проверить себя на «уровень свободы» и ту «взрослость», на которую они нередко претендуют, возможность проявить свои нравственные установки и принципы. Образовательные программы, используемые в летних образовательных лагерях, стимулируют интерес школьников к актуальным проблемам становления гражданского общества и позволяют им получить первый личный опыт гражданско-правовых отношений. Полученные знания и приобретенный опыт участники летних программ могли непосредственно применять в своих школах в соответствии с годовой циклограммой деятельности детской общественной организации «Новая цивилизация».

При исследовании были определены нравственные показатели гражданской позиции членов детских общественных организаций: гражданская активность, добровольное участие в социальной практике, ответственность, готовность к выполнению гражданского долга. Предметом диагностики гражданской воспитанности были следующие характеристики: гражданская активность и политическая грамотность, а также критерии нравственного развития личности - нравственная самооценка, этика поведения, отношение к жизненным ценностям, нравственная мотивация.

Исследование нравственного развития школьников проводилось в следующих регионах России: Орловская область (исследовано 42 подростка), Мордовская Республика, г.Саранск (исследованно 63 подростка), ВДЦ «Орленок», Краснодарский край (исследовано 167 подростков). Сравнивались начальный этап нравственного развития участников лагеря и изменения, происходящие на заключительном этапе. Сравнение результатов отношения к жизненным ценностям показывает, что у подростков, которые побывали в летних образовательных лагерях «Ньюландия», происходит изменение отношения к жизненным ценностям в сторону человеческих, а не материальных приоритетов (иметь верного друга, уметь сочувствовать и помогать другим людям вместо иметь возможность многими командовать, иметь подчиненных и управлять ими, иметь много денег). В выборе поступков дети чаще руководствуются нравственными мотивами (заботой о младших товарищах, внимательным отношением к чувствам сверстника, желанием участвовать в судьбе других людей и пр.).

Изменения происходят и в сфере этики поведения участников. Это проявляется в умении в повседневной ситуации высказывать свои пожелания, чувства, мнения тактично, мягко, понятно, без грубости и агрессии. Ребята приобретают опыт самоутверждения, построенного на равноправных отношениях, открытой позиции, сочувствии в отношениях к сверстникам и взрослым.

Летний лагерь молодежного актива направлен на формирование инициативного, творческого, образованного, интересующегося происходящим вокруг современного гражданина, способного добровольно взять на себя ответственность за состояние дел в своем коллективе и приложить усилия для их улучшения. Применение игровой технологии повышает интерес школьников к изучаемому материалу, стимулирует его учебную активность, помогает глубже разобраться в актуальных политических, экономических, социальных проблемах и подготовиться к сознательному включению в самостоятельную жизнь.

Ольга СОЛОДОВА, кандидат педагогических наук