Тема 1. Отношения церкви и государства в ХVII в. Кружок ревнителей старины.

Цель занятия: Во-первых, ученики должны вспомнить роль церкви как государственного института, дать свое понимание понятия «церковь». Во-вторых, уяснить причины появления кружка ревнителей старины, получить представление о самом кружке и его участниках.

Ход урока

Совместный поиск определения понятия «церковь» методом «мозгового штурма». Это делается для того, чтобы у ребят был вызван интерес уже в начале урока, а именно тем, что ученики становятся не пассивными (слушатели лекции), а активными участниками педагогического процесса.

Рассказ о положении церкви в ХVII в., ее отношениях с государственной властью. Здесь же ведется краткий конспект рассказанного учителем.

Дать ученикам определение термина «клир» по ходу лекции.

Предложить им самостоятельно прочитать о причинах появления кружка ревнителей старины, затем провести опрос о прочитанном материале и на основе ответов записать на доске основные положения (для того чтобы, во-первых, ребята могли самостоятельно работать с учебником, во-вторых, в качестве наглядного, визуального материала в помощь при составлении конспекта урока).

Рассказать об участниках кружка ревнителей старины, его деятельности, их точке зрения на церковную реформу.

Итоговый опрос учеников

Какую роль играла Русская православная церковь в жизни страны? (по возможности выслушать как можно большее число мнений) - ответы учащихся оцениваются в ходе беседы.

Домашнее задание: как правило, это самостоятельная работа ученика, учителем намечается общее задание с конкретизацией того, что необходимо повторить или приготовить к следующему уроку, но в данном случае учитель должен помочь ребятам, скоординировать их действия при выполнении домашнего задания, объяснить им более раскрыто, что от них требуется (дать проблемные вопросы и список дополнительной литературы), так как следующий урок пройдет в форме группового семинара.

Тема 2. «Никон и Аввакум»

Цель: Во-первых, активизировать самостоятельную работу учащихся над научной и учебной литературой и таким образом побуждать их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изученной теме (ведь лучше запоминается то, что открыл сам), во-вторых, если конкретизировать цель урока, то сравнить две исторические личности, Никона и Аввакума, во взаимосвязи с происходящими событиями в ходе деятельности каждого из них.

Вид урока: семинар (групповая форма обучения, основанная на принципе самоконтроля, учитель же здесь выступает как направляющий, консультирующий координатор действий). Эта форма, на мой взгляд, во-первых, возбуждает интерес учащихся к уроку тем, что им предоставляется самостоятельность в выборе действий, подходах к сообщению информации, а во-вторых, воспитательная функция педагогического процесса формирует в личности такие качества, как инициативность, собранность, ответственность (ведь задание подготовки к семинару им было дано заранее), формируется творческое начало, развивается умение говорить, мышление.

Понятия: апология, просвира, протопоп.

Инструментарий: портреты Никона и Аввакума, источники информации (учебник, дополнительное пособие для изучения истории, хрестоматия с выдержками из «Жития протопопа Аввакума»).

Ход урока

Ученики делятся на группы, соответственно одна группа готовит сообщение о Никоне, а другая - об Аввакуме.

Сообщения готовятся в течение определенного количества времени, достаточного на самостоятельное изучение нового материала и повторение того материала, что ученики подготовили дома.

Учитель в это время должен по возможности помогать, консультировать обе группы. В качестве дополнительного источника учителю необходимо подготовить краткие биографии обеих личностей и отдать группам заранее.

Группы делают сообщения, а основные факты биографии и деятельности того и другого (с соответствующими датами) записываются в сводную таблицу (не забывая о важных понятиях).

При этом желательно так направлять работу класса, чтобы каждый смог высказаться (при обилии материалов это будет несложно), принять участие в общей беседе.

На основе полученной таблицы необходимо ученикам сделать выводы: схожесть биографий Никона и Аввакума; схожесть их личностных качеств; расхождение взглядов на церковную реформу (по основам их деятельности - непосредственно реформы Никона и мировоззрения Аввакума, опираясь на «Житие протопопа Аввакума»).

Очень важно учителю поощрять нестандартные суждения, оригинальные мысли.

Записать основные мероприятия церковной реформы: введено троеперстие; имя Спасителя Исус в новых книгах было переделано на грецезированное Иисус; в новых книгах введено обхождение против солнца во время крещения, венчания и освящения храма; была введена «трегубая» (тройная) аллилуйя; божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах, новые справщины ввели пятипросфорие, т.е. две просфоры исключили (дать определение термина «просвира»); все иконы и книги переписывались по греческому образцу, неисправленные книги и иконы подлежали уничтожению.

Учитель должен подвести итоги работы, уточняя что-либо, подводя результаты, расставляет оценки.

Домашнее задание: повторить пройденный материал, ответить письменно на вопрос: «Объясните смысл конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона».

Тема 3. «Старообрядчество»

Цель: ученики должны узнать о явлении старообрядчества, его социальном составе, некоторых аспектах протестов (как то восстания и, например, заповещания и самосожжения), значении раскольнического движения в истории России.

Вид урока: лекция с элементами беседы (целостное осмысление фактов в их логической взаимосвязи).

Понятия: старообрядчество, скиты.

Ход урока

Провести проверку домашнего задания. Ответы учащихся оцениваются в ходе опроса.

Начать лекцию, попутно составляя с учениками сложный план для наиболее эффективной подготовки к предстоящему контролю знаний.

В ходе лекции составить с учениками схему «социальный состав старообрядчества», под каждой социальной группой отметить причины вхождения в раскол, сделать это путем опроса учеников на материале учебника (А.Сахаров, В.Буганов «История России с древнейших времен»).

В ходе лекции ознакомить учеников с видами протестов старообрядцев, как то - восстания, гари, заповещания, сделать с ребятами следующую работу - записать это в виде схемы, выступление Московского Посада 1654 г.; Соловецкое восстание 1668-1676 гг.; восстание медвеицких раскольников 1688-1689 гг.; массовые самосожжения 1675-1695 гг. (37 гарей); заповещания (добровольная голодная смерть).

В результате проведенной лекции и совместной работы над составлением схем в конце урока необходимо провести небольшой опрос в устной форме.

Вместе попытаться дать определение старообрядчества методом мозгового штурма.

В чем, на ваш взгляд, значение Церковного собора 1666-1667 гг.?

Почему в рядах противников реформы оказывались люди, принадлежавшие к противоположным по имущественному положению слоям населения?

Домашнее задание: повторение всего раее изученного материала по теме «Церковный раскол ХVII в.» с целью подготовки к зачету.

Итоговый урок по теме «Церковный раскол ХVII в.»

Цель: итоговый анализ того, насколько учащимися был усвоен материал по данной теме.

Ход урока

Раздать ученикам бланки проверочной работы, объяснить основные требования выполнения проверочной работы; дать им определенное количество времени на выполнение задания.

Примерная контрольная работа по теме «Церковный раскол ХVII в.»

1. Раскол Русской православной церкви произошел в царствование:

1) Б.Годунова;

2) В.Шуйского;

3) Михаила Федоровича;

4) Алексея Михайловича;

5) Петра Великого.

2. Ф.Ртищев, Архимандрит Никон, И.Неронов, протопопы Аввакум, Даниил, Лазарь, Логгин, дьякон Федор - какое событие или явление объединяет эти имена?

3. Одним из центров раскола, сопротивлявшихся нововведениям, стал монастырь:

1) Толгский;

2) Соловецкий;

3) Киево-Печорский;

4) Ипатьевский;

5) Святогорский.

4. Идейный вдохновитель старообрядчества протопоп Аввакум:

1) Стал патриархом в 1666 г.;

2) Был сослан на Соловецкие острова;

3) Отказался от духовного сана и стал купцом;

4) Был заживо сожжен в 1682 г.;

5) Поднял восстание верующих, за что и был казнен.

5. «Священство есть более чем царство» - кому принадлежит это высказывание?

1) Алексей Михайлович;

2) Патриарх Никон;

3) Патриарх Иосиф;

4) Протопоп Аввакум;

5) Иван Неронов.

6. Религиозное движение в ХVII в., принявшее социальную окраску:

1) Униатство;

2) Иконоборчество;

3) Старообрядчество;

4) «Ересь жидовствующих»;

5) Сектантство.

7. Церковный собор с участием православных патриархов заседал и лишил Никона духовного сана в... году (годах):

1) 1666;

2) 1666-1667;

3) 1667-1668;

4) 1668-1669;

5) 1670.

Наталья ШЕРСТОБИТОВА, студентка Пермского государственного университета