География связывает воедино естественные и общественные науки. Это позволяет добиться формирования наиболее полного представления о жизненном пространстве людей. География включает аспекты экономические, экологические, биологические, что позволяет сориентировать учащихся на гуманистическое мировоззрение, ответственное отношение к природе, любовь к Отечеству. Ученик должен осознать себя как частицу окружающего мира; помочь ему в этом, направить его должен учитель.

Образование - это движение, а не простое сидение за партой. Тому есть масса примеров из истории: эллины учились во время прогулок, иудеи толпами уходили из селений за странствующими пророками. Движение не только физическое, но и нравственное, творческое, умственное. Общество не стоит на месте, оно развивается - эволюционирует.

Чтобы образование стало двигателем общества, необходимо, чтобы работа велась постоянно и с учетом потребности отдельно взятого человека.

Стремительно меняющиеся реалии современного общества не позволяют выпускникам адаптироваться к новым непростым условиям жизни. Такая ситуация не устраивает ни общество, ни самого человека. Лишь обновляя систему обучения, можно помочь становлению личности.

Каждый урок должен быть продуктивным. Однако на одних занятиях учащиеся активны: им нравится учиться, а на других - скованны. С чем это связано? Как можно их увлечь? Китайская пословица гласит: «Посредственный учитель излагает, хороший - объясняет, выдающийся - показывает, великий - вдохновляет». Как можно вдохновить ребенка? По-моему, необходимо доверять природе ребенка.

Учитывать личностные особенности каждого учащегося позволяет, например, применение на уроках географии опорных логических конспектов. Эта работа основана на знакомом с детства изображении окружающего мира с помощью системы символов. Используя опорные логические конспекты, ребята учатся выделять главное, основное, это развивает аналитические способности. Информация как бы сворачивается в план-конспект, т.е. матрицу. Главное для меня - донести учебный материал так, чтобы на основе логических связей он стал доступным, «отпечатался» надолго в памяти каждого ученика. В ходе урока опорный конспект дополняется учащимися и самостоятельно, и под руководством учителя. Вовлеченные в данную работу ученики с большим удовольствием составляют логические опорные конспекты, что дает большой простор для творчества. Такой вид деятельности универсален, он может быть использован в работе с любой группой учащихся, обладающих разным уровнем развития способностей и возможностей.

Совместное творчество ученика и учителя - это главное условие успешности педагогической работы. Это является моим приоритетом и педагогической философией.

Инна КАРАКЧИЕВА, учитель экологии, Сыктывкар