Способность изменяться, приспосабливаться к меняющимся условиям жизни присуща каждому человеку, вероятно, в разной степени. А вот Саша, мой успешный в учебе Саша, найти себя не смог. Почему? Я ли в этом виновата? Или просто так сложились жизненные обстоятельства?

Как ни искала оправданий, я их не нашла. Вероятно, это я чему-то не научила, что-то упустила. Снова и снова, анализируя свои действия и поступки, убеждалась в том, что начать надо с себя, для того, чтобы помочь детям правильно сформировать свои жизненные планы.

Должен ли учитель совершенствовать только свое педагогическое мастерство, оттачивать технологию или научиться осмысливать жизнь, чтобы помочь родителям правильно оценивать возможности детей и развивать их способности? Это заставило меня заняться самообразованием, обратиться к работам психологов, методистов. Я поняла: дети живут не только в другом веке, но в другом ритме, в другом окружении, нежели мы. Им чужды и непонятны условия, в которых существовали мы. Это иная, так называемая альтернативная цивилизация, в которой обостряются многие проблемы, ведь речь, по сути, идет о выживании человечества. Целью образования становится формирование универсальной, свободной, творческой личности. Стержневой линией образования становится ориентация на развитие потребностей учащихся.

Сегодня без возвышения человеческого в человеке невозможно не только продвижение вперед по пути социального прогресса, но и сохранение жизни на Земле. Основной наукой становится человекотворчество в его духовной ипостаси, наращивание человеческого капитала.

Человек сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и выстраивать информацию в системе знаний, адекватно конкретной ситуации.

Почему я виню себя в судьбе Саши? Если бы мой труд вчера был процессом человекотворчества, если бы я помогла своему ученику понять, что у каждого свой талант, своя дорога жизни, научила быть самостоятельным, оптимистично воспринимающим жизнь и реально оценивающим конкретную ситуацию, уверена, он бы не потерялся в сложных условиях нашего противоречивого времени. Я поняла, как важно духовно-нравственное начало в каждом ребенке.

Школа XXI века требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовывать себя в личной и семейной жизни, в будущей профессиональной деятельности. Основной тенденцией изменения приоритетных целей школьного образования является постановка на первый план задач развития личности ребенка на основе его внутреннего потенциала и в соотношении с лучшими культурно-историческими и технологическими достижениями человечества.

В той системе, в которой я учила Сашу, «образование предполагалось как трансляция индивиду культурно-исторических ценностей, норм и традиций, как передача ему готового содержания образования». Но ведь приоритетом в нем на современном этапе является «освоение реальной действительности методами изучаемой науки», поэтому настоящим открытием для меня стала система Д.Эльконина - В.Давыдова, в которой магистральной целью определено воспитание человека, способного к самосовершенствованию через раскрытие у детей, а затем и развитие у них творческих и интеллектуальных возможностей.

На этом пути несколько этапов. И звено начальной школы, я считаю, основным. Исторически так сложилось, что начальная школа возникла для решения практической задачи: приобщения больших масс людей к индустриальному труду. Казалось бы, при переходе к более сложным видам человеческой деятельности должны были произойти кардинальные изменения в содержании и методах обучения. Однако... произошла просто надстройка двух новых этажей школьного здания: среднего и старшего звена с иным теоретическим содержанием знаний. Но ребята совершенно не готовы к этому переходу - они привыкли, как птенцы, «глотать» информацию, получая за это «по заслугам» - оценки.

Они не умеют действовать. Между тем все психологи и классики педагогики единодушно твердят: только самостоятельная учебная деятельность, только деятельность, способствующая освоению способов познания, только культивирование интереса к информации и т.д. могут привести к изменениям в развитии ребят.

Во взрослой жизни, особенно в условиях современного, высоко информированного общества, ребенок должен владеть методами отбора и анализа и с их помощью ставить перед собой очередную задачу, и находить средства и способы ее решения.

Таким образом, освоив принципы технологии организации учебно-познавательной деятельности, я учу детей самостоятельности в мышлении и познании, формирую умение целенаправленно работать самим и оказывать помощь товарищам. Они учатся размышлять, задавать вопросы, решать проблемы.

Мои ученики постоянно в поиске. Трудность, возникающая на каждом постановочном уроке, «разрыв» знания и незнания - это механизм, который определяет мотивы дальнейшей деятельности, обеспечивая активную позицию каждого ученика в процессе познания.

Задумываясь о судьбе своих воспитанников, я часто вспоминаю библейскую притчу о горчичном зерне. Падая в землю маленьким семечком, оно вырастает через годы в огромное дерево, у которого находят кров и пищу великое множество живых существ, нуждающихся в тепле и защите.

Я верю, что и то маленькое семечко, которое роняю я в души моих воспитанников, прорастет через годы благом не только для них самих, но и для нашей Родины.

Светлана ВИШНЕВСКАЯ, учитель начальных классов, Ставропольский край