- Как вы вообще решились на такое?» - спросила я Татьяну Владимировну. - И зачем вам нужен был такой риск?»

«Риск, конечно, был, но главное было для меня в другом: если мы приоритетным направлением в нашем лицее выбрали математику и информатику, если навыки компьютерной грамотности востребованы практически на всех учебных предметах как для учителя, так и для ученика, то нельзя идти выборочно: тут мы используем компьютерные технологии, а тут - подождем», - говорит Смирнова. И я понимаю: для нее такая аттестация была логическим этапом в развитии школы. Вернее, уже лицея, в который под ее руководством превратилась былая школа.

Большая часть педагогов лицея опытные компьютерные пользователи, прошедшие обучение на курсах повышения квалификации в МИОО и ИНТ. И когда ректор МИОО Алексей Семенов говорит, что самая главная задача - сделать так, чтобы учителя-предметники использовали компьютеры на уроках, может быть, самый живой отклик его призыв находит в лицее №1564, где больше половины педагогов постоянно используют компьютерные технологии в учебном процессе, причем как на уроках, так и во внеурочное время. И если есть тут программа внедрения компьютерных технологий в учебный процесс, то не потому, что это модно или очень современно, а потому, что помогает выстраивать качественное обучение лицеистов.

«Что купите на миллион, заработанный в рамках нацпроекта?», - спрашивая, заранее предугадываю ответ. И Татьяна Владимировна мои надежды оправдывает: «Купим еще один компьютерный класс». В самом деле, что еще может купить лицей, где добились, вероятно, главного: психологически настроили учителей на то, что без информационных технологий современный учебный процесс не организуешь, где 124 компьютера объединены в локальную компьютерную сеть с выходом в интернет (выход обеспечивает ЗАО «Центел»). Это и позволило провести аттестационное тестирование учащихся 10-11-х классов через интернет в режиме реального времени первыми в Москве. Кстати, после этого итоговая аттестация уже выпускников 9-х классов была проведена с использованием программной оболочки «Интерактивная линия» по текстам, разработанным МИОО.

Новый компьютерный класс, приобретенный на «президентский миллион», прибавится к уже существующим трем стационарным компьютерным классам, двум мобильным комплектам ноутбуков «Apple», 19 рабочим местам учителя и администратора, шести компьютерам в школьной библиотеке. А еще - к кабинету тестирования, который также оборудован компьютерными рабочими местами.

В существовании такого кабинета и находится разгадка того, почему 1564-й не побоялся аттестации в режиме on-line.

Кабинет тестирования - это такой учебный кабинет площадью в 80 квадратных метров, разделенный на две зоны - зону тестирования и семинарскую зону. Во-первых, тут проводятся бинарные уроки, а проще говоря, интегрированные, например, урок геометрии-информатики или физики-информатики, русского языка-информатики, математики-информатики или черчения-информатики. О последней паре нужно сказать особо. Технари до сих пор считают, что сделать грамотный чертеж с помощью компьютера может только тот, кто в состоянии выполнить его на бумаге. Татьяна Владимировна - сама учитель физики, это прекрасно понимает, наверное, поэтому на уроках черчения в классе тестирования используется программа «Компас-график», а деление кабинета на зоны дает возможность совмещать на одном уроке компьютерное и бланковое черчение, объединить методические приемы учителя черчения и информатики, которые совместно ведут бинарные уроки.

По большому счету, кабинет тестирования - очень важный элемент учебного процесса. Тут проводится тематический и итоговый контроль знаний, умений, навыков по предметам в форме компьютерного тестирования, тут учащиеся могут провести самодиагностику своих знаний и получить новые с помощью готовых компьютерных программ. Самое интересное, что кабинет тестирования - открытый класс в том смысле, что здесь проходят родительские собрания, дни открытых дверей, методические семинары. Компьютерная техника позволяет наглядно продемонстрировать достижения учащихся и педагогического коллектива, ведь больше всего убеждают конкретные данные, а не пустые слова. К слову: в лицее широко используется «штучный вариант» работы с родителями: директор знает в лицо каждого ученика, она знакома с каждым родителем и большую часть своего времени проводит в общении с ними. Тот, у кого возникают какие-либо сложности в учебе, знает: до тех пор, пока дела не наладятся, он будет постоянно встречаться с директором и рассказывать, что он делает вместе с педагогами для изменения ситуации, как идут дополнительные занятия после уроков. Раз в месяц (или даже раз в неделю) по выходным родители будут приходить к директору и обсуждать совместные действия семьи и лицея. Татьяна Владимировна говорит, что иного пути нет, поскольку без заинтересованного отношения семьи к школе, без заинтересованного отношения школы к семье успеха в работе не будет.

Лицейское образование в самом деле предполагает «штучный вариант» работы. Эта «штучность», по словам Татьяны Владимировны, предопределена не столько стандартами, сколько факультативными, элективными курсами. Когда ребенок выбирает именно то, чему он хочет посвятить себя в будущем, массовым потоком тут мало чего добьешься. Должен быть индивидуальный подход к каждому. Что трудно, но необходимо.

Что касается успеха, то весьма показательно отношение лицея к сдаче ЕГЭ. Не секрет, что успех ученика на этапе окончания школы и старта во взрослую жизнь теперь во все большей степени начинает зависеть от результатов сдачи этого экзамена, ведь вузы на половину своих специальностей принимают именно по баллам, полученным на ЕГЭ. Лицей дает очень хорошие знания, но ребята часто просто не имеют навыков тестирования. Этот пробел педагогический коллектив лицея ликвидирует с помощью опять-таки современных информационных технологий.

В кабинете тестирования старшеклассники готовятся к сдаче единого государственного экзамена. Но это не банальное натаскивание ребят на заполнение тестовых бланков, это целая система, продуманная и методически выстроенная. Во-первых, лицей использует для этого много самых разных программных продуктов: «IC: репетитор по русскому языку» «Репетитор-тренажер по русскому языку» фирмы «Медиа-хаус», тренажер «Фраза» фирмы «Формоза», база заданий по математике, истории, информатике, биологии «Интерактивная линия». Во-вторых, помимо этого учителя лицея предлагают и свои материалы. Учителя русского языка разработали алгоритм по применению компьютерных тренажеров для учащихся 7-11-х классов, к которому ребята могут обратиться на любом этапе работы. Наталья Цапенко и Татьяна Филатова создали (а издательство «Е-Медиа» выпустило) справочники по русскому языку и математике «Теоретический минимум для подготовки к ЕГЭ» и «Практические пособия для подготовки к ЕГЭ», которые включают демонстрационные варианты ЕГЭ с комментариями и объяснениями, а также варианты, составленные по аналогии, для самостоятельного тренинга, которым могут заниматься ученики лицея. Кроме того, в дополнение к электронному журналу, которым оснащены отдельные компьютерные тренажеры, учителя разработали зачетный лист, который помогает установить обратную связь «учитель - ученик», «учитель - родители». Уже теперь никто не скажет, что ребенок не дал дневник или учитель не успел проставить оценку в дневник. В зачетном листе отражены все успехи и достижения. А кроме того, такой документ позволяет ученику самостоятельно планировать освоение тем учебной программы курса как с количественной, так и с качественной точки зрения.

Надо ли говорить, что кабинет тестирования стал очень важной точкой в лицее, и учителя уже говорят, что нужен еще один такой же. Но дело совсем не в том, что кабинет постоянно загружен до предела (в нем проводятся еще и развивающие занятия с учащимися школ района Митино в системе дополнительного образования), а в том, что учителя очень заинтересованы в такой работе. Ведь это важно не только с точки зрения освоения новых компьютерных технологий, но и с точки зрения изменения роли учителя. Он становится тьютором, который сопровождает процесс самообразования ученика, причем отношения между педагогом и учащимся становятся иными, чем просто в классе, - между ними стоит компьютер, который исключает необъективность оценки знаний. Вот еще почему стала возможной аттестация в режиме реального времени: ребята и педагоги чувствуют некий психологический комфорт при общении с компьютером. Аттестация была для них обычным рабочим моментом.

Когда ребята овладевают информационными технологиями, им, разумеется, хочется применять свои знания, умения, навыки не только в учебном процессе. Педагоги лицея это очень хорошо понимают, а потому предлагают им разнообразную проектную деятельность. Но в одиночку сделать такую работу успешной трудно, поэтому у лицея уже давно установлены контакты с вузами и научно-исследовательскими центрами. Весьма активно лицей сотрудничает с Институтом механики МГУ и два года подряд был дипломантом Международного фестиваля «Мобильные роботы». На этот фестиваль ученики седьмых и восьмых классов представляют свои проекты лего-роботов.

В рамках сотрудничества с МГУ лицей № 1564 начал апробацию дистанционного обучения по курсам «Механика» и «Мехатроника» для учащихся старших классов, для этого преподаватели Института механики представляют свои видеолекции и учебные задания, которые учащиеся выполняют самостоятельно, получая необходимые консультации преподавателей через интернет. Лучшие работы представляются на ученической сессии в рамках фестиваля «Мобильные роботы».

В каждом полугодии лицеисты выполняют одну самостоятельную проектную работу по теме, выбранной в начале года. Формы проектов им предлагают в зависимости от года обучения. Например, седьмые классы готовят мультимедийную презентацию в приложении Power Point, восьмые - в первом полугодии изготавливают коллаж с использованием программы Photo Shop, во втором занимаются самодельной мультипликацией в среде МАС ОС, девятые классы в первом полугодии трудятся над музыкальным клипом в среде МАС ОС, а во втором - над гипермедиа-сочинением, десятые классы в первом полугодии отдают время работе над учебным видеоклипом, во втором - над обучающим тестом. Таким образом, шаг за шагом идет освоение информационных технологий на все более высоком уровне, практическая работа превращает ребят в сознательных пользователей и творцов. Результат - успехи на окружных, городских и республиканских конкурсах: 3-е место на 15-м Московском конкурсе компьютерных проектов, два первых места на Втором Всероссийском конкурсе видеоклипов компании «Apple», дипломы II и III степени на окружных конкурсах, поощрительный диплом за участие в Международном состязании роботов. Если учесть, что лицей совсем молодой - он был открыт как школа-новостройка 1 сентября 2003 года, то успехи, прямо скажем, впечатляющие. Как они достигнуты, за счет чего? Многое, как известно, определяет педагогический коллектив. Татьяне Владимировне Смирновой удалось собрать в лицее очень хороших преподавателей, треть коллектива - учителя высшей категории, треть - учителя первой категории, столько же учителей второй категории, есть в коллективе заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, два отличника народного просвещения, авторы методических пособий и книг. Но хоть все это очень важно, главное другое - то, что все это очень творческие люди, которые любят свою работу и любят детей. Не случайно, что в это учебное заведение, которое находится в Митино, ездят на занятия ребята, живущие в самом центре Москвы.

Когда-то Татьяна Владимировна Смирнова пришла в эту школу по банальной житейской причине: директору школы-новостройки пообещали квартиру, она оставила свой пост в обычной школе и принялась создавать лицей, поскольку вынашивала эту идею в течение многих лет и у нее уже в мыслях был образ лицея информационных технологий. В новой школе ей удалось это сделать быстро еще и потому, что окружное Управление образования Северо-Запада поддерживало ее с первых шагов: сначала прежний начальник управления Гелия Михайловна Батракова, затем нынешний начальник - Ирина Владимировна Буланова, что, конечно, очень важно и нужно. В других условиях, признается Татьяна Владимировна, путь, пройденный за неполных три года, можно было одолевать в течение десяти-пятнадцати лет.

Конечно, Татьяна Владимировна не говорит о своей роли в становлении образовательного учреждения. Но понятно, что роль эта главная. И ответственность и нагрузка велики, чтобы суметь выдержать этот груз, нужно быть человеком незаурядным, интересным. Ведь очень многое зависит от лидера. В лицее №1564 такой лидер есть. И есть уверенность, что в будущем Татьяна Владимировна сумеет сделать еще нечто значительное для развития своего лицея. Ну, скажем, уже сейчас в лицее появляется гуманитарная компонента, небольшая, робкая. Но кто сказал, что владение информационными технологиями - прерогатива исключительно технарей? Совместная учеба ребят с различными интересами очень обогащает и учебную, и внеучебную деятельность. Не случайно в лицее выходит интересная радиогазета, все больше общешкольных мероприятий осуществляются при поддержке лицейской телевизионной студии, а один из выпусков лицейского журнала «Камертон», посвященный 60-летию Победы, был так хорош, что получил приз на городском конкурсе «Нет фашизму!».

А в целом можно сказать, что победа в конкурсе инновационных школ в рамках нацпроекта «Образование» для лицея №1564 - закономерный итог его трехлетней творческой работы.