Очень часто говорят, что учителю-русисту проще, ведь вокруг все говорят на русском языке, а в литературе всегда можно найти примеры на каждый случай и выстроить образную систему преподавания. На самом деле, может быть, самая сложная работа в школе именно у словесника. Вокруг все говорят на русском языке, но как говорят. Вокруг много литературных произведений, но нынче привлекает внимание детей вовсе не классическая литература. А чаще всего вообще не привлекает, ибо с каждым днем наши дети читают все меньше и меньше.

Учителю (если он настоящий учитель) приходится ежедневно и ежечасно противостоять нахальному, наглому натиску обыденности, вытесняющей то, что традиционно было присуще русскому народу, бороться со штампами, стереотипами, экспансией иностранных слов в народный язык.

Нам часто говорят, что бороться с этим бессмысленно, поскольку все это - общемировая беда, и все языки в той или иной мере страдают так же, как русский. Но у нас такая удивительная страна, что любовь к Отечеству и по большому счету патриотизм начинаются с любви к родному языку. Не случайно тот, кто хочет понять загадочную русскую душу, всегда начинает учить русский язык.

У учителя словесности сложная задача, ведь по большому счету именно он обеспечивает безопасность жизнедеятельности человека в будущем, потому что может пробудить в нем то подлинно человеческое, что поможет ему выстраивать бесконфронтационные отношения с другими людьми, понимать их, относиться с уважением, признавая право каждого на только ему свойственную особость.

Именно учитель словесности учит детей интересоваться историей, и они это делают. Ведь на уроках литературы история предстает как история судеб человеческих, описанных в произведениях разных веков.

Учителю словесности выпадает честь рассказывать своим ученикам о героях всех времен и народов, ведь их подвиги запечатлены в летописях и эпосах.

На уроках словесности дети понимают, что такое любовь к ближнему, что такое настоящая дружба, уважение к старшим и традициям.

И уж если образование считается процессом одновременно и обучения, и воспитания, то в наибольшей степени этот процесс реализуется именно на уроках словесности и именно учителем словесности.

Учитель словесности не имеет права быть не только плохим, но и средним, он обязан быть творческой личностью, потому что только в этом случае ему удастся найти путь к душе каждого ребенка.

На конкурсе «Учитель года Москвы-2006» Северо-Западный округ представил двух учителей словесности. Двух разных, но очень интересных учителей.