Суть реформы в разделении полномочий между бюджетами разных уровней: между центром и регионами, регионами и муниципалитетами. Эти разграничения в полной мере коснутся и образовательных учреждений. Сегодня по президентскому законопроекту финансирование школ передается регионам (см. «УГ», №14), и это первый шаг к реализации новой реформы. Пакет законопроектов о реформе местного самоуправления уже прошел первое чтение, но разговоры о нем не затихают. Депутаты заявили, что не станут принимать документ во втором чтении без окончательного закрепления за бюджетами источников дохода. Губернаторы тем более хотят знать, сколько денег они получат, приобретя определенный набор обязательств.

По словам Дмитрия Козака, сегодня практически нет поправок, которые меняли бы основные положения законопроекта. Уже подготовлены расчеты стоимости полномочий. Суть реформы он пояснил на примере. Так, если на финансирование ПТУ и техникумов необходимо 29 млрд. рублей, то сегодня из федерального бюджета на это идет 18 млрд. и 3 млрд. тратят муниципалитеты. Теперь всю сумму эти образовательные учреждения получат из бюджетов регионов. И такое разделение будет по всем расходам.

Работа комиссии выявила огромную разницу в финансовом обеспечении бюджетных учреждений: на уровне субъектов - в десятки раз, на уровне муниципалитетов - в сотни. Это не их вина, а результат неравномерного экономического развития.

Теперь запрещено вмешиваться сверху в расходование собственных средств нижестоящих бюджетов. Так, Комитет по труду и социальному развитию Думы предложил установить «учительский» МРОТ. «Но тогда получается, что он должен стать стандартом для нижестоящего бюджета, что по всем полномочиям мы должны установить регионам нормативы, - пояснил глава комиссии. - В таком случае придется признать, что местным властям нет доверия, и тогда не надо говорить о бюджетном федерализме, выборности и т.д.».

В законопроекте предусмотрены механизмы повышения ответственности местных властей перед гражданами, они должны знать, чем занимаются руководители, как тратят деньги. Предполагается, что будут публиковаться отчеты, станет известно количество госслужащих и суммы расходов на их содержание. В случае если решения местных руководителей могут привести к нарушению прав и свобод людей, угрожают их безопасности, то власти сверху могут вмешаться. Если местные руководители берут обязательства, более чем на 30% превышающие расходную часть бюджета, то может быть установлен внешний контроль за его исполнением, который будет вводиться только по решению Арбитражного суда. Это вызывает серьезные возражения, такую меру называют покушением на святая святых - демократию. «Но в случае банкротства предприятия назначают же кризисного управляющего, ситуации схожи», - считает Дмитрий Козак. Он уверен, что закон должен стать инструкцией, не допускающей злоупотреблений. Все спорные вопросы предполагается решать в судебном порядке.

По мнению главы комиссии, есть обязательства, которые можно безболезненно децентрализовать. Но финансирование пенсионеров и ветеранов остается на федеральном уровне, а 20 млрд. руб. на детские пособия, считает он, нет необходимости «держать» на федеральном уровне, тем более что сегодняшние 70 рублей - не решение проблемы.

Дмитрий Козак сообщил, что большинство субъектов Федерации горячо поддерживают реформу и предлагают ввести ее поскорей - не с 1 января 2006 года, а с 2005-го. Предлагаемый законопроект уже называют законом о развитии гражданского общества. Но Олег Сысуев, глава Конгресса муниципальных образований, считает, что федеральная власть должна взять под контроль деление городских округов и земель местного самоуправления.

Предполагается принять поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы, которые установят, какие доходы будут закреплены за каждым уровнем власти. Второе чтение законопроекта запланировано на конец апреля.