Говорят, что селу повезло, причем значительно. Когда государство объявило Программу поднятия Нечерноземья, совхоз «Овощевод» начал специализироваться на выращивании ростовского лука. В совхозе строили жилье, комплексные приемные пункты, объекты соцкультбыта. В то время выстроили и красавицу-школу со спортивным залом и бассейном. Сказать прямо, роскошь для села. Но главное - школа сумела сохранить все объекты в рабочем состоянии.

Белогостицкой школе повезло и с педагогами. Здесь с самого открытия сформировался отличный коллектив единомышленников. А ядром его является директор Нина Николаевна Менячихина. Она влюблена с детства в свою профессию. Родом из крестьянской семьи, Нина часто жила у своих тетушек. Те посвятили себя педагогическому труду. Не имея своих детей, прикипели к племяннице. Хотя были строги к ней. Но со временем поняла Нина Николаевна, что их строгость приучила ее к упорной работе.

Упорство помогло и в институт поступить. Экзамены в педагогический институт пришлись на самый разгар сенокоса. Когда Нина сказала отцу, что поедет на вступительные экзамены, отец заметил: «В институт ты все равно не поступишь, там таких, как ты, сотни. Корова нас кормит, так что сенокос главней твоих экзаменов. Хочешь сдавать, ищи время между сушкой и уборкой сена».

Нина так и сделала. До полуночи убирала сено, а потом садилась за учебники. Ранним утром уезжала в Ярославль. На сон отводилась дорога.

После окончания института Нина Николаевна работала в Сулостской школе. С волнением следила за новостройкой в селе Белогостицы. Знала, что Сулостская восьмилетка обречена на закрытие. Людей, постоянно проживающих здесь, становилось все меньше. Старики уходили в мир иной, молодые после начала перестройки стали разъезжаться кто куда. Стержень любой жизни - работа, а сельской особенно. В городе хоть на временную работу можно где-то устроиться, а в селе - одно сельхозпредприятие. Нет его, и вымирает деревня. Так в Сулости и случилось. Село было отделением совхоза «Овощевод».

А еще Сулость была родиной русского огородничества. Прославивший ее на всю Европу здешний крестьянин Ефим Грачев удивлял небывалыми урожаями капусты, лука ростовского, огурцов. Он удостоивался высоких наград на выставках в Париже. Все это осталось в истории. А действительность оказалась суровой и обидной для крестьянина. Лук ростовский, которым и славилась сулостская сторона, государству оказался ненужным.

Белогостиц разруха тоже коснулась, но не очень болезненно. Сюда, на центральную усадьбу переезжали в свое время механизаторы, животноводы и другие специалисты. Здесь строилось благоустроенное жилье. Сюда и переехала Сулостская школа вместе с учениками и учителями. И было это семнадцать лет назад. Вернее, будет первого сентября.

Многое произошло в жизни школы за эти годы. И в жизни Нины Николаевны тоже. Она стала Менячихиной, выйдя замуж за главного агронома. И вдовой осталась с двумя мальчишками. Вырастила, выучила. Гордится, что один из сыновей - Александр не изменил семейной традиции и стал учителем. Она довольна и тем, что Александр унаследовал такую черточку ее характера, как честолюбие. Быть лучшим в своем деле и стараться, чтобы твои подчиненные тоже стремились быть лучшими. Когда объявили Всероссийский конкурс на лучшую школу, Нина Николаевна загорелась идеей в нем участвовать.

Первая реакция коллег на предложение директора была весьма прохладной. Говорили: «Разве можно соревноваться, есть же более сильные, а мы - обычная сельская школа».

- Мы школа не обычная, а лучшая, - убеждала коллег директор, - вы это сами хорошо знаете, сколько раз выходили победителями в конкурсах и смотрах. Победа - это, конечно же, хорошо, но участие в конкурсе разве не заставит нас работать еще лучше, не выявит недостатки, не поможет их искоренить?!

Создали инициативную группу. Работали много, напряженно. Засиживались в школе до позднего вечера. Давно уже два автобуса развезли школьников по деревням и селам, давно уже не доносится музыка из музыкального класса, а творческая группа, дерзнувшая помериться силами с сильнейшими в России, все еще трудится. Трудно кого-то выделить из учителей, но директора не выделить нельзя. Ее упорство, честолюбие были движущей силой в конкурсной борьбе. И вот победа!

- Нина Николаевна, - спрашиваю Менячихину, - победа во Всероссийском конкурсе «похрустывает ассигнациями». На что потратите миллион?

- Было бы два и три, все равно знали бы, куда потратить - на оборудование, на оргтехнику, на...

Следует еще с десяток направлений, куда этот миллион ну просто необходим.

Светлана МАРТЬЯНОВА, д. Филимоново, Ростовский район, Ярославская область