Его мама Галина Александровна тоже когда-то преподавала в этой школе. Она учила ребят истории и экономике. И создала здесь собственную империю, подпитываемую денежными средствами под названием «фунтики» и развивающуюся по законам самого настоящего рынка. Эта игра в свое время наделала много шума. Приезжали всевозможнейшие комиссии, и строгие проверяющие пытались понять, что за суверенная экономическая зона выросла в центре села, что за подозрительная валюта здесь в ходу, и вообще, не слишком ли много на себя берет эта сельская школа?

А дети и ставшая к тому времени уже директором Шарова играли с упоением, зарабатывали, тратили, учились считать, откладывали излишек в свой утопический банк, горячились на биржевых торгах. Каждый школьник открыл свой счет и наметил свои приоритетные траты. К идее создать эту мини-империю, где все будет почти по-настоящему, Галину Александровну подтолкнул ее опыт работы председателем колхоза. Поразительно, но люди не знали, правильно ли им начисляют зарплату, из чего она должна складываться и вообще что можно делать с деньгами, кроме того, что обменять их на какой-то реальный товар. О том, что средства могут работать, никто и не догадывался. Одним словом, экономическая безграмотность взрослых убедила Шарову: детей надо срочно приучать оперировать экономическими понятиями и уверенно применять их в жизни.

Жена Алексея Марина приехала в Заозерье на педагогическую практику. Галина Александровна не хотела ее брать на работу, больно хороша, небось, сразу замуж выскочит, какое уж тут учительство! Как в воду глядела. Правда, то, что женихом окажется собственный сын, оказалось полной неожиданностью. Зато молодые сразу обрели друг в друге единомышленника и верного - при всей этой упоительной влюбленности! - друга. Свадьбу играли настоящую учительскую, в спортивном зале школы. Гостей собрали не только со всего Заозерья, знакомые, впечатленные этой любовью, приезжали отовсюду. Марина Викторовна до сих пор ведет начальные классы, и вместе с Алексеем они воспитывают двух своих дочурок.

Его сестра Любовь Алексеевна сменила маму на посту директора школы, когда Галина Александровна стала главой администрации волости. Она ревниво сохраняет все здешние традиции и не упускает новинки. Недаром им дважды удалось победить в областном конкурсе «Школа года» и снискать личный патронаж губернатора Ярославской области. В Заозерской внедряют информационные технологии и ориентируют на технологический профиль, создают свою экологическую тропу и до сих пор играют в собственную экономическую игру. Выпускники Заозерья успешно сдают вступительные экзамены, а в школьном интернате живут ученики из других населенных пунктов, даже Тверской области, желающие учиться здесь. Сын Любови Алексеевны Артем со своей женой Татьяной, у которых растет сын, взяли еще двух девочек и вот уже третий год воспитывают своих новых дочек как родных. Одна из девочек в раннем детстве упала со второго этажа, вследствие этого падения у нее были нарушены функции головного мозга. Выходили. Сейчас в пять лет она ничем не отличается от сверстников. Так что, не пойдя по педагогическим стопам матери, они развивают таланты воспитания и любви к детям в стенах дома.

Двоюродный брат Алексея - Владимир Герасимов - член Союза литераторов России, директор Заозерского дома культуры. Он пишет пронзительные песни о селе и руководит несколькими ансамблями, в том числе народных инструментов. Ребята учатся играть на балалайке и гармони бесплатно. Песни, сочиненные Герасимовым, воспринимаются как своеобразные гимны Заозерью, школе: «Школа Заозерская - пристань моей судьбы, выпуск за выпуском не разлучались мы». Действительно жена Владимира - учительница начальных классов, сын же пишет летопись этих мест.

Вот такая за Алексеем семья стоит. Яркая, талантливая, сердечная, крепко-накрепко связанная с педагогикой. Дружная семья, теплая. Неудивительно, что ученики, чувствуя это, тянутся к школе, согретой душевностью Шаровых, и после ее окончания. Вот вам пример. Традиционно в феврале проводят здесь Дни солдата. Несколько дней ребята живут в интернате в условиях, максимально приближенных к армейским. Совершают марш-броски по 10 километров с полным снаряжением. Привыкают к командам и учатся одеваться в считанные секунды. Вот письма, написанные уже с реальной службы: «Когда стоял дневальным, то вспомнил наш День солдата, как в интернате стояли по 2 часа на тумбочке. А здесь сутки. А когда в учебке я ходил в караул, то вспоминал, как вокруг спортзала ходили с лопатой и в бушлате. В армии то же самое, только вместо лопаты АК-74. Я и здесь не прекращаю заниматься спортом. Два раза занял 1-е место по бегу, в общем, спорт и армия - две очень близкие вещи». «Служба проходит, не скажу, что отлично, но по крайней мере стараюсь не подводить Заозерскую школу. Меня отправили в учебный батальон учиться на механика. Так же, как в школе, сдаем экзамены, и я даже могу похвастаться, что мне удается обходиться без троек. Год службы пролетел незаметно, но очень хочется домой, смородину покушать». А вот отзыв командира части об одном из своих подопечных, который офицер отправил в Заозерье: «Думаю, вы не зря проводите Дни солдата. Они, конечно же, помогают ребятам, развивая в них чувство патриотизма, что очень важно в воинской службе. Надеюсь, что все ребята, призываемые вашим военкоматом для прохождения службы, будут такими же ответственными и коммуникабельными, как ваш выпускник».

В Заозерской школе все охвачены спортивной работой. В течение учебного года проходят бесчисленные спартакиады, городские, районные, областные. Так как в их систему входит 9 видов состязаний: лапта, легкая атлетика, лыжные гонки, волейбол, шахматы-шашки, «шиповка юных» - четырехборье, турслет, настольный теннис, баскетбол, то школьная жизнь, помимо штудирования учебников и ответов у доски, представляет собой почти непрерывную спортивную борьбу. Созданы команды учеников, учителей, сельчан, проходят бурные игры одних против других, азартом охвачен каждый.

Алексей, по совместительству являясь и школьным водителем, на соревнования вывозит своих ребят сам. Машины - это его хобби, увлечение, почти не уступающее любви к физической культуре. А еще он стал опекуном одного из своих учеников, ну это у него семейное: всех собрать под свое крылышко, обогреть и ободрить.

Жизнь на селе особая, компактная, простая, подчинена она определенному четкому укладу. Все как на ладони. Здесь не спрячешься за амбиции или эгоизм, здесь не выдашь себя за другого. Любая обида - на всю жизнь, любая радость - общая. Школа здесь - это не только источник знаний, она вбирает в себя каждую черточку работающих в ней людей, чтобы стать центром духовного и, как считает Алексей Шаров, физического развития. Учеба в такой школе в жаркую пору погони за знаниями после грохочущего и вечно куда-то стремящегося мегаполиса кажется живительной ключевой водой из сохраняющего деревенскую самобытность колодца.

с. Заозерье, Угличский район, Ярославская область

  • Проверка боем: гол Алексей ШАРОВ не пропустил