Сохранить сельскую школу!

- Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев определил Рязанскую область как один из семи ведущих аграрных регионов России. Как это влияет на региональное образование?

- Более 70 процентов наших школ - сельские. Поэтому проблема образования на селе находится в центре внимания губернатора области Георгия Шпака, правительства, областной Думы. Дело в том, что сельская школа не может полноценно существовать без сельскохозяйственного производства. Сами условия работы в ней предполагают тесную связь с производственными коллективами, расположенными на той или иной территории. Не ошибусь, если скажу, что сельская школа играет крайне важную роль в развитии экономики села. От качества трудового воспитания и обучения сельских детей во многом, а иногда и в решающей степени, зависит будущее села.

- Сегодня многие говорят о реструктуризации сельской школы, ваш прогноз - каковы будут последствия?

- К сожалению, некоторые руководители понимают реструктуризацию как возможность закрытия школ. Социальные последствия этого шага катастрофичны - село будет доживать свой срок без молодежи, проще говоря - умирать. Но с другой стороны, какое качество образования может обеспечить сельская школа, не имея на то ни материальных ресурсов, ни достаточной учебной базы, с одним-двумя компьютерами прошлого века и без высокопрофессиональных учителей? Однозначного ответа нет. Чтобы решить эту проблему, есть два пути, на наш взгляд: либо всем миром постараться поднять образовательное учреждение на уровень современных требований, либо законсервировать его до лучших времен, а детей определить в такое образовательное учреждение, которое обеспечит им общее образование с учетом их интересов и запросов. Перед сельскими выпускниками должны быть открыты двери всех видов профессиональных учебных заведений. В Рязанской области мы практикуем целевой прием детей из села в техникумы, вузы, особенно по востребованным на селе специальностям. Именно совместная реализация двух приоритетных национальных проектов «Образование» и «Поддержка сельского хозяйства» позволит сохранить и развивать сельскую школу. Главная задача сейчас - сохранить сельскую школу, ее материальную базу, кадры. Мы здесь идем по нескольким направлениям: создание социокультурно-образовательных комплексов, укрепление базовых или магнитных школ, приобретение школьных автобусов, а где-то осторожная, продуманная оптимизация малокомплектных сельских школ.

Я верю, что через ряд лет страна преодолеет нынешний демографический кризис и сохраненный общими усилиями образовательный потенциал будет востребован.

- Какой должна стать сельская школа к 2020 году?

- Сельские жители и их дети унаследовали от многих поколений наших предков самобытную педагогическую культуру воспитания в семье, любовь к земле и природе. Это необходимо сберечь. Это своеобразные родники российского образования, русской души. Это базис народной педагогики. Вот эти источники подлинного народного образования мы будем максимально сохранять и развивать на селе. Именно от наших усилий будет зависеть, какой станет сельская школа.

Хочется видеть ее благоустроенной, материально обеспеченной, самостоятельной. Думаю, что в ней будут другие, но не менее профессиональные учителя и не менее любознательные дети. Понимаю, что этот прогноз похож на благое пожелание, но ведь иное будет просто гибельно для России.

- Александр Дмитриевич, ваша область включилась в процесс информатизации давно. Какова ситуация сегодня?

- С 2001 по 2005 год совместно с федеральной властью мы обеспечили поставку более 2500 компьютеров в образовательные учреждения области на сумму свыше 70 миллионов рублей, а вместе с ними отправились в образовательные учреждения программное обеспечение и 200 комплектов для выхода в интернет.

Сегодня спутниковые антенны установлены в 150 самых удаленных школах, там, где нет возможности доступа по проводным линиям связи. Кроме этого, мы активно сотрудничаем с Рязанским областным институтом развития образования, на базе которого ежегодно повышают квалификацию свыше 300 учителей. За глобальной информационной сетью «Интернет» - будущее. Именно поэтому у нас учителя из Рязани, Касимова, Скопина, а также из Шиловского, Сасовского, Пронского, Михайловского, Рязанского, Спасского, Сапожковского, Ряжского, Рыбновского районов, я уже не говорю о городе Рязани, активно используют ресурсы сети в образовательном процессе.

Сегодня у нас на 42 ученика приходится по 1 компьютеру, этот показатель говорит об очень высокой загруженности машин, многие из которых поставлялись еще в 2001-2002 годах. Техника уже морально и физически устарела. Только силами области мы не можем решить задачу ее обновления. Мне кажется, что не совсем правильно начинать реализацию приоритетного национального проекта с подключения школ к интернету. Сегодня гораздо важнее обеспечить образовательные учреждения новыми поколениями компьютеров, а вот подключение к интернету - рассматривать как важную составляющую проекта следующим этапом.

Мы рассчитываем, что в рамках реализации национального проекта «Образование» регион получит серьезную поддержку из федерального бюджета. По расчетам, мы должны получить на информатизацию 62 миллиона рублей. Это позволит серьезно продвинуться на данном направлении как в городе, так и на селе.

- Но от демографического кризиса никуда не деться, когда детей с каждым годом становится меньше, школы закрывать приходится.

- Да, это, к сожалению, реальность. Но, честно сказать, за последние годы мы закрыли немного школ. Идем по пути, о котором я уже говорил. Но есть и другие возможности. В Ермишинском, Новодеревенском, Шиловском, Пронском районах стали добровольно объединять сельские школы для консолидации ресурсов, совместного решения организационно-хозяйственных и содержательных вопросов. Так, в Ермишинском районе еще в 2003 году появилась «Сельская образовательная ассоциация», там партнерами стали три близлежащие школы - Царевская начальная, Власовская основная, Савватемская средняя. В рамках такого товарищества легче организовать и профильное обучение, и подготовку к ЕГЭ, и развивать дополнительные образовательные услуги. Я считаю, что если мы к имеющимся в области наработкам добавим ассоциацию школ, а еще финансирование и обеспечение материально-техническими ресурсами, то успешность наших выпускников только возрастет.

Рязань