Николай ЛАПШИН, директор школы №135 Нижнего Новгорода:

- На мой взгляд, дети-инвалиды - такие же члены общества, как и все. И если они могут сами себя обслуживать и физическое состояние позволяет им «высидеть» шесть уроков, то, конечно, они должны учиться в обычной общеобразовательной школе. И в нашей школе, например, такие дети учатся.

Людмила ЛИТВИНОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №35 Пензы:

- Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Все зависит от конкретного ребенка, его заболевания, и учителей, которые его окружают. Что скрывать, школьники бывают жестокими, и в этой ситуации у ребенка с ограниченными возможностями могут возникнуть серьезные психологические проблемы.

С другой стороны, при поддержке и постоянном внимании со стороны умного педагога такой ребенок может легко войти в коллектив и не чувствовать никакого дискомфорта. А его одноклассники, помогая ему, заботясь о нем, научатся сопереживать и быть добрее. Такие уроки пригодятся им в жизни. В нашей школе уже учились дети с ограниченными возможностями и, по-моему, они не ощущали себя лишними среди сверстников. Обучаясь в обычной общеобразовательной школе, такие дети оказываются, на мой взгляд, наиболее подготовленными к реальной жизни, которая ждет их за школьным порогом.

Вячеслав ГЛИНЧИКОВ, руководитель Центра молодежных и детских объединений Центрального окружного управления образования Москвы:

- Ребенок-инвалид не должен чувствовать себя не таким, как все. Не может он всю жизнь находиться в резервации, поэтому чем раньше он начинает общаться с обычными детьми, тем лучше. Есть, конечно, опасность в том, что здоровые дети могут ранить чувства больного ребенка, но мудрый педагог не создаст подобной ситуации. Программа для детей-инвалидов может быть адаптирована к их специфическому восприятию, но так, чтобы она не мешала развитию всех остальных. Опыт совместного обучения уже есть, и он положительный.

Ирина МАРКИНА, учитель химии лицея социальных и информационных технологий №34 Майкопа, Республика Адыгея, финалист конкурса «Учитель года

России-2002»:

- Думаю, что такие ребята должны обучаться в обычных школах, общаться со здоровыми детьми. Это пойдет на пользу всем. Но в этом вопросе кроется масса проблем. И самая главная заключается в том, что в школе сегодня учатся очень много агрессивных детей.

У меня был опыт обучения мальчика с ДЦП, я об этой проблеме знаю не понаслышке. Он ходил в корсете, а дети, зная об этом, обижали и били его, когда рядом не было старших.

Я старалась оградить его: оставляла на перемене у себя в лаборантской, чем-то занимала дополнительно, сопровождала по школе. Но ведь это не выход. Родители мальчика оказались очень мужественными людьми. Они говорили: «Пусть мальчик узнает жизнь и будет готов к любым ситуациям». Из-за него внутри коллектива возникали проблемы - часть ребят становилась на защиту. Обычно это были девочки, которые больше расположены к жалости. Проблема подростковой агрессии очень серьезна и актуальна сегодня. Если в ребенке изначально не воспитано чувство сострадания, то в школе это сделать сложно. Семья, родители тоже должны прилагать к этому усилия.

Светлана ШМИДГАЛЬ, главный экономист администрации п. Правохеттинский, Ямал:

- Я считаю, что у родителей ребенка-инвалида и у него самого должно быть право выбора, какую школу посещать - специализированную или общеобразовательную. Есть коммуникабельные дети-инвалиды, которые и в среде здоровых сверстников чувствуют себя комфортно. Они хотят учиться в общеобразовательной школе, и им нужно предоставить это право, потому что впереди у них взрослая жизнь, где им придется работать среди абсолютно здоровых людей. Они привыкнут с детства и легко адаптируются в жизни. Но есть дети-инвалиды ранимые, мнительные. Они комплексуют в среде здоровых сверстников. Таким детям лучше учиться в специализированной школе под медицинским наблюдением специалистов.