К созданию попечительского совета в гимназии шли довольно долго. Сначала, еще когда это учебное заведение было известно в Воронеже как математическая школа №58, в ней создали совет школы. Совет был очень большим, в него входили ученики, родители, учителя, всем хотелось поработать на благо школы - одним словом, вроде бы все делали правильно. Но работы как-то не получалось. По мнению Светланы Михайловны, скорее всего это оттого, что слишком разными были группы в составе совета - разновозрастные, с различным мировоззрением. В 1990 году школа №58 получила статус инновационного учебного заведения, а в 1999-м окончательно определилась как гимназия. Менялись программы, менялась сама школа, и параллельно педколлектив вместе с родителями искал новую форму общественно-государственного управления своим учебным заведением. В итоге решили остановиться на попечительском совете.

На сегодняшний день именно он высший орган управления гимназией. Кроме него в каждом классе работают классные родительские советы, и есть еще ученический совет. Четыре раза в год проводятся совместные заседания попечительского и всех классных родительских советов, а на общее заседание дополнительно приглашается ученический совет, который в обычное время работает независимо.

Попечительский совет избирается из родителей, по-настоящему заинтересованных в работе гимназии. Они не обязательно должны быть родителями сегодняшних учеников, это могут быть бывшие выпускники школы или родители, чьи дети уже окончили гимназию. Главное - желание помочь школе, желание и возможность. По мнению директора, возможность помочь гимназии не только советом, но и материально является одним из главных условий, по которым выбираются члены попечительского совета.

Спрашиваю Светлану Михайловну, испытывает ли она какое-то давление со стороны попечительского совета? Ведь, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Обычно именно этого опасаются многие директора, выступающие против организации в школе попечительского совета.

- Давления на меня никто не оказывает, - отвечает Светлана Смирнова. - А то, что мы решаем на попечительском совете, я, как директор, обязана выполнять. Происходит все примерно следующим образом. На последнем заседании попечительского совета, который мы проводили в начале мая, обсуждался вопрос о ремонте гимназии. Я доложила, что нами уже сделано и что нужно сделать в течение лета и следующего учебного года. В частности, мы меняем в здании окна, старых осталось одиннадцать. Также надо привести в порядок школьный подъезд. Одним словом, я обозначила план работ и рассказала, сколько это будет стоить.

На мой взгляд, попечительский совет тогда не конфликтует с администрацией школы, когда четко видит, на что тратятся его деньги. У нас в гимназии есть бухгалтерия, и родители каждый раз, оказывая спонсорскую помощь, во-первых, пишут заявление о том, что они просят принять эту помощь. А во-вторых, получают соответствующий документ о том, что они сдали такую-то сумму в бухгалтерию гимназии.

Так вот, на майском совете мы первым делом обговорили, как будем делать ремонт. Я ни на кого не нажимала, просто объясняла. А второй вопрос был таким: материальная помощь двум нашим ученикам, которых родители не могут полностью обеспечить. Один ребенок живет с бабушкой, мама недвижима, и у второго мама тоже серьезно больна. Мы договорились с попечительским советом, что этим детям помогут красиво одеться на выпускной бал. И взрослые помогли. Вообще-то в течение года попечительский совет помогал этим семьям неоднократно, что очень правильно.

Вот такими были главные вопросы последнего заседания. Деньги на ремонт сдали, работы ведутся, и теперь, в начале нового учебного года, я буду отчитываться. Обычно на первом общешкольном собрании я рассказываю об итогах прошлого года и о задачах, которые стоят перед нами сейчас. А потом говорю: такого-то числа состоится заседание попечительского совета, на которое приглашаются все заинтересованные родители. Будет отчет бухгалтеров.

Отчет происходит в классной комнате, наш главбух выходит с мелом в руках к доске, пишет и рассказывает: на спонсорский счет поступило столько-то денег, мы на них сделали это и это. То есть родители видят, на что реально расходуются их средства. Хотя, знаете, в последнее время мне даже так говорят: «Светлана Михайловна, не надо нам ничего рассказывать, мы и так все видим!»

Тем не менее я считаю, все должно быть открыто. Тогда и попечители будут помогать, и школа будет хорошо жить.

По словам директора, самый крупный попечитель в совете - Воронежский научно-исследовательский институт связи, который теперь именуется ОАО «Концерн «Созвездие» (генеральный директор Василий Иванович Борисов, а ответственный за взаимодействие с гимназией - Борис Иванович Морщак). Об этом предприятии в гимназии отзываются с большой теплотой и, как в старые времена, считают его сотрудников шефами. Концерн помогает школе с ремонтом, присылает сюда своих рабочих, электриков, сантехников. Бывший НИИ отдал гимназии одно из своих зданий - семь классных комнат и спортивный зал. Здесь теперь размещается начальная школа. Расходы по содержанию здания и оплату коммунальных услуг концерн также взял на себя.

- Любое содружество, - рассказывает Светлана Михайловна, - должно быть взаимовыгодным. И для наших шефов тоже. Поэтому мы принимаем в гимназию определенное количество детей работников концерна, и у нас уже сложилась цепочка: детский сад, расположенный в одном здании с нашей начальной школой, гимназия, Воронежский госуниверситет, по окончании которого наши дети приходят работать в концерн «Созвездие». Приходят уже дипломированными физиками, математиками - сегодня на этом предприятии успешно трудятся многие наши выпускники. Таким образом, концерн фактически растит себе смену.

У школы давние и достаточно тесные связи с Воронежским госуниверситетом. Вузовские ученые читают в школе лекции, а на практические занятия водят ребят в лаборатории университета. В гимназическом кабинете физики есть очень интересная аппаратура для проведения практических работ по механике - одному из самых сложных разделов физики. Эта аппаратура - подарок университета.

Многие родители гимназистов занимаются наукой, творчеством, бизнесом, преподают в воронежских вузах, занимают важные руководящие посты в различных структурах. Казалось бы, таких родителей довольно трудно привлечь к активной школьной жизни. Но Светлане Михайловне и ее команде (так она называет своих заместителей, с которыми работает вместе уже много лет) это удается. Рассказывает Любовь Михайловна Дорошенко, заместитель директора гимназии по воспитательной работе:

- В начале каждого учебного года мы проводим расширенное заседание классных родительских советов и попечительского совета. Специально для родителей разработали схему взаимодействия гимназии, попечительского совета и классных родительских советов. Например, организаторская деятельность, в которой родители могут проявить себя как руководители мини-кружков по вязанию.

Конечно, в гимназии есть и более крупные кружки, возглавляемые педагогами. Например, политический клуб «Исполин», литературный кружок, выпускающий альманах «Ланцелот», театр «Софит», танцевальный коллектив - дипломант многих всероссийских конкурсов, хоровой коллектив, кружок вышивки в начальной школе, ежегодно занимающий первые места в городских конкурсах. Это очень серьезная работа, которую ведут наши учителя, и она оплачивается. А родители работают на общественных началах. Следующее направление: родители - руководители клубов выходного дня. По воскресеньям школа работает, открыт спортзал, и родители вместе с классом могут организовывать спортивные праздники, только надо заранее заказать время. Также родители могут стать участниками коллективно-творческих дел в классах и в гимназии. Например, поучаствовать в коллективных путешествиях - экскурсиях, походах в музеи и театры. Мы проводим их ежемесячно. Среди ребят очень популярны экскурсии «Литературный Воронеж». Родители, как правило, сопровождают ребят и оплачивают дальние поездки. Вместе с детьми родители выполняют творческие поручения. Например, ежегодно каждый класс отвечает за какое-то коллективно-творческое дело. И родители включаются в подготовку, пишут сценарии, репетируют. У нас ведь есть и профессиональные актеры, и музыканты.

Спрашиваю у Светланы Смирновой, чем отличался совет школы, созданный много лет назад, от существующего сегодня попечительского совета?

- В совет школы входили три категории - ученики, учителя, родители. Мы в основном решали вопросы стратегического плана, касающиеся развития гимназии. Сегодня мы также рассматриваем эти вопросы, например, обсуждаем, какие образовательные профили будем открывать. Но одновременно, что очень важно для гимназии, нам оказывается материальная помощь, и решаются многие хозяйственные вопросы.

Воронеж