Станислав Дорожинский родился 18 октября 1879 г. в Подольской губернии. В 18 лет поступил в Морской кадетский корпус и в 1901-м после его окончания был зачислен в 31-й флотский экипаж. Служил на эскадренном броненосце «Синоп», транспорте «Казбек», миноносце № 264 (командиром корабля), транспорте «Березина», линейном корабле «Святой Пантелеймон».

В марте 1907 г. судьба лейтенанта Дорожинского сделала неожиданный поворот. Флотский офицер назначен членом комиссии для выяснения вопроса о возможностях использования Черноморского воздухоплавательного парка. А 17 июля 1909 г. Станислав Фаддеевич возглавил воздухоплавательный парк Морских сил Черного моря, которые состояли из воздушных шаров и змейковых аэростатов. Дорожинский познакомился с энтузиастом зарождающегося на флоте авиационного дела Вячеславом Кедриным. Это определило его дальнейшую судьбу.

Начальник службы связи Морских сил Черного моря капитан 2 ранга Кедрин, в подчинении которого находился воздухоплавательный парк, обратился к командованию с просьбой выделить средства на приобретение за границей летательного аппарата тяжелее воздуха - аэроплана. Вопрос представлял собой большую сложность не только по причине трудностей получения «кругленькой» суммы, но из-за ограниченного числа в мире летательных аппаратов тяжелее воздуха. По данным журнала «Морской сборник», на 13 октября 1909 г. в мире насчитывалось 76 аэропланов (в России - лишь два) и несколько десятков самолетов было в постройке.

Но Кедрин, получив поддержку главного командира Севастопольского порта вице-адмирала И. Бострема, добился разрешения на приобретение за границей такого летательного аппарата. Для этого во Францию был командирован лейтенант Дорожинский. Там он выбрал аэроплан «Антуанетт» и приступил к изучению нового для него летного дела. Несколько месяцев обучения во французской авиационной школе, свыше 100 полетов пассажиром, учеником и блестяще выдержанные экзамены на звание пилота-авиатора сделали Дорожинского первым дипломированным военным летчиком России и первым отечественным морским авиатором.

В июле 1910 г. ему вручен диплом. Одновременно дипломы об окончании школы получили российские авиаторы М. Ефимов, Н. Попов, В. Лебедев и А. Петровский. Они стали первыми дипломированными летчиками России. Дорожинский занял пятую строчку в списке российских авиаторов, а среди отечественных военных летчиков - первую.

В сентябре 1910 г. моноплан французского производства «Антуанетт» доставили в Севастополь. 29 сентября 1910 г. на Куликовом поле за чертой Севастополя собрались офицеры флота и члены их семей. Их интерес был вызван ожиданием первого на флоте полета на первом черноморском аэроплане. У самолета хлопотали лейтенант Дорожинский и унтер-офицер Ладоня.

Взлетев на «Антуанетте» и сделав два круга над Куликовом полем, лейтенант Дорожинский успешно приземлил крылатую машину. Неважно, что полет продолжался менее 5 минут, а высота не превысила 50 м. 29 сентября 1910 года стало днем первого в истории русского флота полета на самолете морского ведомства.

Затем были многочисленные полеты Дорожинского, из которых особенно выделяются следующие. 11 октября

1910 г. состоялся первый полет с пассажиром. 6 декабря 1910 г. он поднялся на высоту около 200 м и, пролетев над Южной бухтой, морским госпиталем, кораблями эскадры, на высоте около 300 метров появился над Севастополем. Его аэроплан наблюдали в небе жители города. В знак признательности за первый полет над Севастополем, длившийся 23 минуты, группа горожан поднесла лейтенанту Дорожинскому золотой жетон, а за успехи «в делах служебных» Станислав Фаддеевич был пожалован орденом Святого Станислава III степени.

В конце 1910 г. в Севастополе была открыта Офицерская авиационная школа Отдела воздушного флота (ОВФ). Это учебное заведение до начала Первой мировой войны подготовило немало пилотов. Среди 8 офицеров флота первого ее выпуска, который состоялся 21 ноября 1911 г., был и Станислав Дорожинский.

Слово «первый» уже не упомянуто в сочетании с его фамилией: первый военный летчик, первый морской... Справедливость требует еще как минимум двух подобных упоминаний. 24 декабря 1910 г. лейтенант Дорожинский впервые в истории отечественного флота поднялся в воздух с адмиралом на борту. Им был вице-адмирал Бострем. А летом 1911 г. за границей после неудачной попытки в июне оторваться с водной поверхности на поплавковом варианте аэроплана «Антуанетт» Дорожинский взлетел с воды на гидроаэроплане

«Вуазет-Канар». Поэтому его с полным основанием можно считать еще и первым гидроавиатором России.

Жизнь уготовила еще один неожиданный поворот в судьбе офицера - зачисление по приказу Главного Морского штаба слушателем в учебный отряд подводного плавания. После годичного курса Дорожинский, уже старший лейтенант, был включен в список офицеров подводного флота.

В годы Первой мировой войны он вновь вернулся в морскую авиацию. Служил на Балтике. Произведенный в 1916 г. в капитаны 2 ранга, он в середине кампании был назначен начальником Ботнического воздушного района службы связи Балтийского моря, за личное мужество и отвагу награжден орденом Святой Анны III степени с мечами и бантом. С созданием на Балтийском флоте воздушной дивизии Станислав Дорожинский в начале кампании 1917 г. возглавил

2-ю воздушную бригаду, входившую в воздушное соединение Балтийского флота.

В годы Гражданской войны капитан 2 ранга Дорожинский служил начальником Севастопольского депо морских карт. А в 1920 г. вместе с семьей покинул Россию. Направился во Францию, где он научился летать, стал дипломированным летчиком, приобрел первый аэроплан для Российского флота. Там его хорошо знали и помнили. Помогли приобрести участок дешевой земли в Пиренейских горах на границе с Испанией, где российский морской летчик стал заправским фермером: разводил кур, ходил за коровами, косил траву на сено, огородничал...

Вскоре Дорожинский окончил сельскохозяйственный колледж и получил диплом профессионального агронома. Затем освоил медицину. Во время гитлеровской оккупации давал в своем доме приют тем, кого разыскивало гестапо, кто укрывался от принудительных работ на благо третьего рейха.

В первые эмигрантские годы брал уроки живописи у Константина Коровина. Замечательного художника и морского летчика надолго связала крепкая дружба. Коровин подарил ему около пятидесяти своих картин. Став преуспевающим фермером, Дорожинский поддерживал талантливого друга. Он и сам был талантлив во всем, за что бы ни брался: летчик, подводник, агроном, врач, художник, философ...

Он был настоящим философом, но не кабинетным мыслителем, а философом-практиком - испытателем судьбы. Испытывал ее в небе над морем и в море под водой, на фронтах Гражданской войны и на чужбине. Много размышлял о тайнах бытия. Доверял свои мысли только бумаге.

Окончил свой земной путь Дорожинский 16 апреля 1960 года в Ницце. Там похоронен на местном кладбище Кокад.

Время от времени на страницах печати поднимают вопрос: где же зарождалась российская морская авиация? Недавно к этой теме вновь обратился известный историк авиации, кандидат технических наук Аркадий Беляков. В статье «Санкт-Петербург - родина отечественной морской авиации», опубликованной в журнале «Морской сборник» и газете «Флот», он утверждает: дата рождения отечественной морской авиации - 6 августа 1912 г., место рождения - Санкт-Петербург. В тот день был отслужен торжественный молебен по поводу спуска на воду гидроаэроплана, что послужило началом деятельности Опытной авиационной станции морской авиации.

Думается, такая точка зрения заслуживает внимания, но при этом необходимо учитывать, что все-таки первый в истории Российского флота полет совершил на моноплане «Антуанетт» более 90 лет назад - 16 сентября 1910 г. - первый дипломированный военный летчик России морской офицер Станислав Дорожинский. А официальный день рождения морской авиации связан с первой победой российских военно-морских авиаторов в воздушном бою над Балтийским морем.