Начать хочу совсем издалека, с появления первого человека. Если вы верите в теорию Дарвина, то человек произошел от обезьяны, которая взяла в руки палку. А зачем она это сделала, а? Да чтобы выкопать из земли что-нибудь съедобное или сбить палкой плод растущего на земле дерева. А если вы больше доверяете Библии, то в ней можете прочитать, что первые люди - Адам и Ева - сначала жили в райском саду, а после изгнания из рая Адам стал выращивать хлеб, то есть опять же работать на земле.

При первобытно-общинном строе люди еще не считали землю чьей-то личной собственностью. Определенная территория принадлежала всему племени (роду, большой семье), «чужакам» нельзя было на ней охотиться или ловить рыбу. А когда постепенно люди стали понимать, что земля может принадлежать кому-то лично (насколько я знаю, это случилось в Древнем Риме), все устройство общества стало меняться - тогда-то и появился рабовладельческий строй. Рабы, между прочим, нужны были для того, чтобы работать на земле рабовладельца, принося ему большой доход.

В том, как низко ценили землю первобытные народы, можно убедиться на следующем примере. В начале XVII века голландский переселенец в Америке Питер Минуит выторговал всю территорию острова Манхэттен у индейцев племени ирокезов в обмен на лоскутки яркой ткани, стеклянные бусы и прочие безделушки общей стоимостью около 24 долларов. В 1626 году на этом месте был построен форт Новый Амстердам, позднее ставший городом Нью-Йорком. Боюсь, что в наше время в Нью-Йорке за 24 доллара не купишь кусочка земли размером с мышиный хвост.

Переход от рабовладения к феодализму тоже был связан с землей. Феодальный крестьянин работал лучше раба потому, что обрабатывал не только хозяйскую землю, но и свою. Большинство людей вообще лучше работают для себя, чем для другого. Может быть, это и не очень хорошо, но факт. В прошлом веке русские ученые провели обследование земель, чтобы узнать, зависит ли качество обработки почвы от того, кому земля принадлежит. Самыми истощенными и неухоженными оказались земли, принадлежащие крестьянским общинам. Большая часть дворянских земель оказалась заброшенной. Земли, принадлежавшие крупным капиталистам, обрабатывались хорошо. А самые ухоженные земли принадлежали мелким хозяевам. Эта закономерность оказывается верной не только для нашей страны и не только для прошлого века. Сравните, например, овощи из магазина и с рынка, и дальше объяснять ничего не нужно.

Общественно-политический строй, при котором земля может принести большую пользу, - это, конечно, капитализм. Возможно, мне возразят и скажут, что в учебнике по истории написано, что при капитализме важнее всего заводы и фабрики, а не земля. Но ведь заводы и фабрики не в воздухе висят, а стоят на земле. Цены на землю в крупных городах при капитализме по сравнению с ценами при феодализме так же высоки, как небоскреб по сравнению с деревенской избой. Важность вопроса о собственности на землю понимали и злейшие враги капитализма - большевики, уже на второй день Октябрьской революции 1917 года объявившие о конфискации более чем 150 миллионов гектаров земли, находившихся в частном владении.

Мне вспоминается еще один поучительный пример из истории. 18(30) марта 1867 года российский император Александр II продал правительству Североамериканских Соединенных Штатов Аляску. Денег за эту территорию было уплачено относительно немного - 7,2 миллиона долларов. Климат там плохой, ничего не растет, и брать деньги было вроде бы не за что. Но в конце прошлого века на Аляске было найдено золото, и самые богатые из золотоискателей стали зарабатывать по нескольку миллионов долларов в год.

В заключение хочу заметить, что моим собратьям - сельским мышам - частная собственность на землю не нравится. Фермеры в своих сараях мышей стараются вывести, зато в колхозных амбарах съешь зерна сколько хочешь, и никто не пожалеет - оно ведь ничье...

Андрей МАКСИМОВ, Лариса УСОВА