Вспомним изученное

1. Какие права называются политическими?

2. Какое из политических прав является важнейшим и почему?

3. Зачем народу нужна свобода слова, митингов, демонстраций?

Наверное, у кого-то из вас возник вопрос: «Разве может народ доверить власть людям, которые не только лишат его всех прав, но и заставят жить в условиях постоянного страха?» К сожалению, такое случалось не раз. Например, в 1932 году в результате демократических выборов большинство мест в парламенте Германии получила фашистская партия, которая в 1933 году установила в стране диктатуру. В конечном итоге фашистская партия ввергла Германию и мир в самую страшную за всю историю человечества войну. Следовательно, мало иметь политические права, ими надо уметь пользоваться.

За что избиратель отдает голос. Голосование - это выбор тех, кому мы доверяем свое право управлять страной. Мы доверяем депутатам свое право выразить нашу точку зрения, от нашего имени принимать решения. Значит, избирателю надо иметь четкое представление об этих людях, их политических программах.

В этой связи вспоминается случай, происшедший на избирательном участке. К молодой женщине обратилась пожилая дама: «Дочка, я плохо вижу, поставь за меня галочку в бюллетене». Молодая женщина решила помочь и спросила: «За какую же партию вы хотите отдать свой голос?» И тут услышала вторую просьбу: «А ты, дочка, подскажи». Юная дама оказалась законопослушной, поэтому ответила: «Я не имею права принять решение за вас или подсказать вам - это запрещено законом». «Тогда, деточка, - вновь попросила пожилая, - прочитай, какие в этом бюллетене партии». Молодая женщина начала читать список политических партий, пожилая ее внимательно слушала и наконец сказала: «Дочка, поставь, пожалуйста, галочку против партии «Милосердие». Уж больно название хорошее, наверное, в этой партии добрые люди».

Вопросы и задания

1. Как вы думаете, правильно ли сделала свой выбор пожилая дама? Что она выбирала: политическую партию или ее название?

2. На какие знания о политической партии она опиралась, делая свой выбор?

Избирателем быть непросто. Наверное, отвечая на вопрос, вы пришли к выводу, что сделать выбор непросто. Во время выборов люди, которые хотят встать во главе нашего государства, становятся кандидатами, а граждане России - избирателями. Кандидаты хотят понравиться избирателям и получить как можно больше голосов. Во время избирательной кампании они рассказывают людям о своих планах, дают различные обещания. Избирателю нужно быть особенно внимательным.

Некоторые непорядочные политики для достижения своих целей используют любые средства. Особенно это характерно для стран, переживающих тяжелые кризисные годы. В этих странах ухудшается жизнь людей: резко возрастают цены на товары первой необходимости, сокращаются доходы, растет безработица, активизируется преступность, иногда возникает вооруженный конфликт внутри государства. Какими средствами убеждения пользуются те, кто стремится к власти? Одно из таких средств - использование чувства национального унижения. Почему в 1932 году многие немцы отдали свои голоса фашистской партии? Потому что фашисты обещали отомстить обидчикам Германии за национальное унижение и вернуть потерянные после Первой мировой войны земли.

Другое средство - это использование надежд граждан, оказавшихся в сложных условиях. Люди мечтают о том, чтобы жизнь поскорее вошла в привычное русло, поэтому они «покупаются» на различного рода посулы. Вот и в Германии в 30-е годы XX века фашисты пообещали народу быстрое обогащение за счет раздела собственности крупных помещиков и участия рабочих в прибылях предприятий. Многие известные люди обращали внимание сограждан на то, что слова фашистов расходятся с делами, но не все прислушивались к ним. С огромным воодушевлением люди слушали речи фашистских ораторов и не задумывались о том, на чьи деньги существует эта партия. Оказывается, ее финансировали самые богатые люди Германии. Например, только владельцы Рура - крупнейшего угольного бассейна выделяли Гитлеру 6 млн.марок в год. Вот и подумайте: собирались ли фашисты выполнять свои обещания и делить прибыли владельцев предприятий, чтобы увеличить доходы рабочих?

Что должен знать грамотный избиратель. Пожилая дама, о которой говорилось выше, конечно же, выбирала название, а не партию. Для того чтобы получить представление о политической партии, необходимо внимательно прочитать ее программу, которую в случае победы на выборах члены партии будут проводить в жизнь. Очень важно, какие люди являются членами партии, каковы их реальные дела. Грамотный избиратель не только слушает, что говорят члены той или иной партии, но и старается больше узнать о них самих. Различные факты необходимо рассматривать в совокупности.

Далее, необходимо слушать и анализировать выступления кандидатов на митингах, по телевидению, читать их статьи в газетах, журналах. Важно уметь сопоставлять речи кандидатов с их делами. Желательно знать, как выступал данный человек или партия по важным для общества и государства проблемам. Особенно это относится к кандидатам и партиям, которые уже находятся у власти и хотят продлить срок своих властных полномочий.

А надо ли знать, какими методами партия или конкретный человек собираются сделать жизнь граждан и общества лучше, а государство процветающим? Разумеется, надо. Вдруг эта партия предлагает достигнуть благополучия, например, провозгласив, что страна принадлежит гражданам только одной национальности. Думающий, ответственный человек сразу же поймет, что так думать и говорить могут только идейные наследники партии, ввергшей мир во Вторую мировую войну. Следовательно, если поддержать таких людей, то вместо благополучия народ получит горе, нужду и страдания.

Вопросы и задания

1. Почему У.Черчилль сказал о демократии, что она «худшая из всех форм правления, за исключением всех остальных»? В чем слабость демократии? Приведите примеры, подтверждающие правильность точки зрения У.Черчилля.

2. Что означают слова «избиратель отдает голос»?

3. Почему гражданам страны важно не ошибиться в своем выборе?

4. В параграфе говорится о том, что граждане должны сделать правильный выбор. Что это означает? Назовите те качества, которыми, с вашей точки зрения, должны обладать люди, избранные во власть.

По страницам интересных книг

Многие ученые задумывались над тем, какие права необходимы гражданам, чтобы они могли участвовать в управлении своей страной. Давайте познакомимся с тем, что думал по этому поводу наш соотечественник, выдающийся ученый и правозащитник Андрей Дмитриевич Сахаров.

А.Сахаров

Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе

(Извлечение)

Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода - свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли - единственная гарантия от заражения народа массовыми мифами, которые в руках коварных лицемером легко превращаются в кровавую диктатуру.

Вопросы и задания

1. Что автор подразумевает под понятием «интеллектуальная свобода»?

2. Назовите статьи Конституции РФ, которые защищают интеллектуальную свободу. Объясните, почему вы считаете, что именно эти статьи Конституции РФ защищают интеллектуальную свободу.

3. Зачем человеческому обществу нужна «свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения»? Какое значение это имеет для избирателей?

По страницам интересных книг

Вы знаете, что демократия возникла в древних государствах, и тогда же для достижения своих целей политики стали использовать нечестные средства. Один из таких политиков - обедневший римский патриций Луций Катилина несколько раз потерпел неудачу на консульских выборах и организовал заговор с целью захвата власти. Римский историк Гай Саллюстий Крисп, живший в I веке до н.э., описал, какими способами Катилина пытался победить в политической борьбе.

Гай Саллюстий Крисп

Заговор Катилины

V. Луций Катилина происходил из знатного рода и отличался большою силою духа и тела, нравом же скверным и развращенным. Еще мальчишкою полюбил он междоусобицы, грабежи, гражданские смуты, в них закалял себя смолоду. Телом был невероятно терпелив к голоду, к стуже, к бессоннице. Духом дерзок, коварен, переменчив, лицемер и притворщик, готовый на любой обман, жадный до чужого, расточитель своего; красноречия отменного, мудрости невеликой. После единовластия Луция Суллы его охватило неистовое желание стать хозяином государства; каким образом достигнет он своей цели, ему было все равно - лишь бы добраться до власти. Наглая его отвага со дня на день росла, подстрекаемая нуждою в деньгах и нечистою совестью.

XIV. И правда, всякий бесстыдник, гуляка, проигравший отцовское состояние в кости, всякий, кто запутался в долгах... все убийцы и святотатцы из любых краев... коротко сказать, все, кому не давали покоя срамной поступок, нужда или нечистая совесть, были доверенными ближайшими друзьями Катилины. Всего больше искал Катилина близости с молодежью: сердца молодых, еще нестойкие, без труда улавливались в хитро расставленные силки.

XVI. Полагаясь на таких друзей и зная, что повсюду бремя долгов непомерно тяжело, Катилина принял решение захватить власть.

XXIV. Состоялись выборы, и консулами на следующий год были объявлены Марк Туллий и Гай Антоний. Этот удар сперва потряс заговорщиков, но безумства Катилина не умерил нисколько. Наоборот, со дня на день хлопотал он все живее: по всей Италии, в пригодных для этого местах, готовил оружие, набирал в долг деньги. Говорят, привлек он на свою сторону множество людей всякого рода. С их помощью Катилина надеялся поднять городских рабов и поджечь город, а мужей их либо связать с собою, либо умертвить.

XXVI. Несмотря на свои приготовления, Катилина все же решил искать консульства на следующий год. Когда пришел день выборов и Катилина потерпел неудачу в притязаниях своих на должность (консула), он решил воевать в открытую и ни перед чем не останавливаться, потому что все тайные его попытки исход имели скверный и позорный.

(Катилина бежал из Рима в Этрурию, где собрал войско из своих сторонников. Против восставших выступила императорская гвардия. Войско Катилины было разбито.)

LXI. Катилина, убедившись, что войско его разбито и уцелела лишь горсть людей вокруг него самого, не забывает о своем происхождении и прежнем достоинстве - он кидается в гущу неприятеля и падает в схватке, пронзенный насквозь.

Вопросы

1. Как можно охарактеризовать римский народ на основании того, что он дважды отказал Катилине в избрании на должность консула?

2. Какие средства использовал Катилина в политической борьбе?

3. Чем автор объясняет факт, что Катилина стремился привлечь на свою сторону молодежь?

Для тех, кто хочет знать больше

Сулла Луций (138 до н.э. - 78 до н.э.) - римский полководец и консул. В 82 году до н.э. Сулла стал диктатором, и при нем в Древнем Риме появились списки лиц, объявленных вне закона. Кто подвергался гонениям? Прежде всего это были личные враги диктатора, а также богатые люди, имущество которых приглянулось либо самому Сулле, либо его приближенным.

Фашизм - политическое течение, возникшее в 20-е годы XX века во время обострения экономического кризиса в Европе. В тяжелые годы некоторые люди теряют веру в себя, в свою страну. Вместо того чтобы искать реальный выход из трудной ситуации, они ищут врагов, которые, с их точки зрения, виноваты в возникших трудностях. Чаще всего виноватыми становятся другие люди, не такие, как они, например, люди другой национальности или другого вероисповедания. Скажем, немецкие фашисты считали, что единственный народ, который имеет право на жизнь и может быть господином, - это, разумеется, немцы. Многие народы они планировали уничтожить или превратить в рабов. Для достижения своих целей фашисты развязали Вторую мировую войну, которая привела к краху фашизма в Германии. Но он еще достаточно долго продолжал существовать в других странах, например в Португалии - до 1974 года, а в Испании - до 1975 года.

Черчилль Уинстон Леонард Спенсер (1874-1965) рано увлекся политической деятельностью и практически всю свою жизнь занимал различные посты в правительстве Великобритании. В 1910-1911 годах - министр внутренних дел, в 1911-1915 годах - морской министр, в 1919-1921 годах - военный министр и министр авиации, а 1940-1945, 1951-1955 годах - премьер-министр Великобритании. Занимая эти важные посты, Черчилль был одним из активных организаторов военной интервенции против Советской республики, врагом которой он был до самого конца своей жизни. Однако в годы Второй мировой войны правительство, возглавляемое Черчиллем, пошло на союз с СССР в рамках антигитлеровской коалиции, в которую вошли также Соединенные Штаты Америки. После окончания войны в г.Фултоне в США У.Черчилль произнес речь, направленную против СССР, и тем самым положил начало холодной войне.

Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук