У села богатое историческое прошлое. Основали поселение в 1667 году казаки, получившие земли за государеву службу. Здесь долгие годы проживали братья Поджио, Иосиф Викторович и Александр Викторович, сосланные в Сибирь за участие в восстании декабристов в 1825 году; князь Волконский, отбывавший ссылку в Иркутске, имел в Усть-Куде дачу, на которой отдыхали летом всей семьей. Декабристы активно занимались просветительской деятельностью на селе. Необыкновенная природа, окружающая село, не может не вызывать восхищения.

Усть-Куда находится в 25 км от областного центра. Его близость позволяет использовать все то положительное, что имеет в себе город. В жизни нашего села смешались городские и сельские черты, образ жизни сельчан приближен к городскому. Наша школа является единственным обучающим учреждением в селе. Дети лишены возможности получать дополнительное образование, которое бы компенсировало недостатки школьного и расширило бы возможности каждого ребенка. Классы малочисленные, отсутствуют параллели в старшем звене. (В селе проживают 1300 жителей, в школе обучаются 300 учеников, учащихся 9-11-х кл. - 68.) Старшеклассники ориентируют себя на город, что расширяет потребности учащихся, повышаются требования их к школе и к себе.

Опираясь на специфические особенности сельской местности, влияющие на становление личности ребенка, можно сформулировать главную цель воспитания в виде модели личности учащегося с определенными качествами в идеальном варианте. Модель эта рассматривается и как содержание воспитания.

Итак, это человек, любящий природу, умеющий рационально ее использовать, охранять и защищать, умеющий добросовестно трудиться, умеющий жить вместе с другими, открытый и гостеприимный, уважающий культурно-исторические традиции своего села, имеющий внутреннюю свободу, умеющий преодолевать трудности, желающий изменить себя, саморазвиваясь и совершенствуясь, но одновременно устремленный к иной жизни.

Ему недостаточно того информационного и культурного поля деревни, ему необходимы театры, музеи, кинотеатры, выставки, живые встречи с актерами, музыкантами, художниками, писателями, непосредственное общение с широким кругом людей разных возрастов и интересов.

Ориентируясь на такого ученика, мы поняли, что необходимы новые формы воспитательной работы, альтернативные традиционным. Остановимся на организации воспитательной работы созданного нами подросткового клуба, объединяющего детей разных возрастов и интересов, способностей.

По нашему мнению, одновозрастные ученические группы нельзя считать коллективами. В них слабо действует самоуправление. Оно чаще оказывается зависимым от классного руководителя. Опыт показал, что в результате взаимодействия детей разных возрастов происходит взаимообогащение жизненного опыта каждого ребенка.

Для младших детей старшие являются носителями культуры, ценностей, традиций воспитательной системы, они являются носителями как положительного, так и отрицательного нравственного опыта школьного сообщества, и, безусловно, они становятся объектом подражания. Глядя на младших, старшие не забывают, какими они были сами, в них возникает потребность помочь, научить, формируются взаимовыручка и взаимоподдержка. Наша организация стала называться «Клуб старшеклассников Усть-Кудинской средней школы». На учредительном собрании был избран совет клуба, состоящий из президента, вице-президента, казначея, редактора газеты. Изначально мы ставили перед собой задачи развивать организационные способности учащихся. Учить их управлять и подчиняться. Воспитывать такие качества, как самостоятельность, ответственность, предприимчивость. Учить умению отстаивать свои права и уметь делать выбор. Принят устав клуба, который регламентирует деятельность организации.

Какие направления в работе избрать, чтобы приблизиться к той идеальной цели воспитания, которую мы называли моделью личности выпускника Усть-Кудинской средней школы.

Организация должна удовлетворить как можно большее число потребностей средней школы в общении, эстетическом и художественном воспитании, развитии творческих способностей, развитии познавательного интереса, активном отдыхе, познании собственного «Я», зрелищных мероприятиях. Основными формами работы избрали следующие: развлекательные игры, посещение театров, музеев, участие в конкурсах. Создаем условия, чтобы каждый мог участвовать в значимых для себя и общества делах. Изучаем опыт предшествующих поколений. Ребята знакомятся с историей родного края, чтут и возрождают его традиции.

Иркутская область