Я живу в удивительной красивой стране, где есть дремучие леса, полноводные реки, высокие горы, просторные поля, - все это Россия. Мне 15 лет, а это тот возраст, когда хочется многое понять, узнать! Вижу, к сожалению, не одну красоту, но и войны, межнациональные конфликты, терроризм - все то, что происходит в стране и за ее пределами.

Важнейшей проблемой для человека на протяжении всех веков его существования остается отсутствие мира в нем самом. В человеке всегда борются два начала - добро и зло. Все осуществляемые нами действия не что иное, как компромисс между ними. Каждому решению есть своя альтернатива, возможно, лучшая, чем само действие, привычка обдумывать свои поступки характерна для человека. Зачастую он преступает закон, осознавая всю тяжесть содеянного только после преступления. Но почему же преступность в мире растет? Просто, наверное, каждый считает себя не таким, как другие, - необычным, а потому для него не существует нравственных границ.

Меня беспокоит, что я живу в эпоху, когда насилие и зло становятся повседневностью. Но люди уже стали понимать важность мира и согласия. Жаль только, что это понимание - лишь средство для взаимовыгодной политики, развития экономики. Я надеюсь, что человечество осознает всю бесперспективность и пагубность войны. Человеку, чтобы выжить, нужны не арсеналы оружия, а доброта, отзывчивость, взаимопонимание.

В наши дни очень серьезно стоит вопрос о защите окружающей среды. Бездумная деятельность человека на протяжении веков разрушила среду обитания, двадцатый век явился временем экологических катастроф. И люди не могут остаться в стороне. Ведь именно они виноваты в том, что сейчас происходит с природой. К сожалению, до последнего времени они преследовали только свои интересы, не обращая внимания на то, что остается после их вмешательства в окружающую среду. И мне очень обидно, что именно я живу в то время, когда природа расплачивается с человечеством за все его грехи.

Природа. Что же это такое? Оглянитесь вокруг. Вы увидите солнце, небо, облака, землю, растения, животных. Все это природа. Каждый человек должен понять, как много значит в жизни людей природа, как важно ее любить и беречь. Сам человек - тоже частица ее, и ему обязательно нужно жить с ней в мудром согласии.

Бурная деятельность людей привела к серьезным изменениям в природе. Постепенно они стали замечать, что поредели густые леса, сократилось число видов диких животных, а некоторые исчезли совсем. За истекшее тысячелетие на земном шаре вырублено и сожжено две трети всех лесов, а ведь значение леса велико: он дает древесину, необходимую для хозяйства. В нем живут звери и птицы, растут грибы и ягоды. Лес поддерживает полноводность рек, предохраняет почву от разрушения. Леса украшают Землю и очищают воздух, поэтому к ним надо бережно относиться, их надо охранять. Народная мудрость говорит: «Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево».

Каждый год в окружающую среду попадает 50 миллиардов тонн вредных отходов. Чтобы защитить нашу планету от вредных воздействий человеческой деятельности, необходимо ограничить выброс в атмосферу загрязняющих веществ, таких как сернистый и углекислый газ, окись азота, хлор, фтор, аммиак и др. Надо побеспокоиться о запасах кислорода в атмосфере. А основным источником поставки кислорода в атмосферу является лес, и поэтому путь спасения человечества лежит в воспроизводстве лесного покрова Земли.

Загрязняются природные воды и Мировой океан. Это тоже результат деятельности человека. Ведь в воде, загрязненной сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут растения и животные, а людям нужна чистая вода для питья.

Закон «Об охране природы» запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды, а на предприятиях создают очистительные сооружения. Так, человек своей деятельностью вторгся в природную среду, и его воздействие на природные процессы отрицательно влияет на существование самой жизни.

Я думаю, чтобы человек научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства - нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, в тот период, когда интерес к природе особенно велик.

Равиль САФАЕВ, ученик 11-го класса, Саранск