Дошкольное образование

На 1 января 2006 года в Москве работали 1838 городских государственных детских садов. В этих детских садах находится более 250000 детей. Очередь в детские сады составляет 16 тысяч человек.

Многие родители к нам приводят детей аж с трех месяцев, а с 6 месяцев в дошкольные учреждения отдают детей очень многие москвичи. Принято решение за 2 года удовлетворить всех детей местами в дошкольных учреждениях. В 2006 году будет построено 100 детских садов по инвестиционной программе, которая предполагает за счет инвесторов возведение 14 детских садов. На свободных площадках, на площадках, которые освобождены от старых детских садов, где снесены детские сады из-за ветхости - таких площадок 68, - также будут возведены детские сады.

Сейчас мы в каждом детском саду провели ревизию помещений, определили те, что использовались не по назначению. Когда было мало детей в садах, эти помещения могли использовать под другие цели, например, под кружки.

Мы определили эти помещения, посмотрели те, что были закрыты, когда не хватало средств, чтобы их отремонтировать. Таким образом, отремонтировав эти помещения, мы получим больше 6 тысяч мест.

Кроме этого, мы планируем до 1 января 2007 года получить 60 детских садов от ведомств. На сегодняшний день передан уже 31 детский сад. Чтобы выполнить программу увеличения мест в дошкольных учреждениях, по распоряжению Лужкова выделено 10 млрд. рублей: на капитальный ремонт, строительство и так далее. В 2007 году построим еще 100 детских садов, чтобы полностью ликвидировать очередность. Уже разработан проект нового детского сада на 12 групп (220 мест). Это прекрасный сад, где предусмотрены все необходимые помещения, в том числе помещения для создания различных студий, для спорта, для занятий лепкой, живописью, то есть там будет все то, что нужно ребенку для развития.

В общей сложности количество групп временного пребывания у нас возрастет до 650. Это группы выходного дня, когда родителям удобно привести на какое-то время ребенка в сад, группы в садах, которые готовы принять детей на 14 часов, если родители работают, так что не смогут раньше забирать ребенка, и на 24 часа. Все формы работы, наиболее приближенные к запросам родителей, у нас появятся вдобавок к уже существующим.

- Как будут отдыхать дошкольники?

- Есть еще одна большая проблема - проблема загородного отдыха детей-дошкольников. В 1991-м было 17 ведомственных загородных дач, куда вывозили детей. Сейчас их 7, остальные закрыты. Стоит задача оформить должным образом участок земли, создать проект и строить новые дачи, чтобы можно было вывозить детей на отдых за город.

- Кто будет работать в новых детских садах?

- Во все 100 детских садов уже подобраны руководители с высшим педагогическим образованием, сейчас идет работа по комплектованию садов воспитателями, помощниками и административно-техническим персоналом.

- Есть ли в Москве стандартная система подготовки дошкольников к школе? Или это зависит от детского сада?

- Мы начиная с прошлого года и в этом - уже два года - ввели подготовку ребят 5-7 лет к школе. При этом мы отстаиваем позицию, и нас поддерживают родители и дошкольные работники, что наилучшую подготовку к школе ребята проходят на базе дошкольных учреждений. Но не задача дошкольных групп при подготовке к школе учить ребят читать и писать. Их надо развивать. Каждый ребенок от природы талантлив, его надо научить слушать музыку, рисовать, лепить, играть. Игра - это основная форма. Вот этому лучше всего учат в дошкольных учреждениях. 95% ребят у нас находятся именно в таких группах по подготовке к школе.

- Что представляет собой новая система записи детей в дошкольные учреждения?

- Многие СМИ пишут так: раньше давали взятки заведующим детсадов, а теперь будут давать взятки комиссиям. Я думаю, что правоохранительные органы, при их учете всего, спят и видят, как бы поймать с поличным заведующую детским садом. Но нет таких случаев. Даже когда снимала с работы заведующих детсадов, я их снимала не за то, что они брали взятки (этого установить не могу), а за нарушение финансовой дисциплины, за то, что в учреждении ходили наличные деньги - родители сдавали их не через Сбербанк. Теперь при каждом окружном управлении создается комиссия из числа родителей, работников дошкольных учреждений, общественности (в том числе и депутатов муниципальных образований). Эта комиссия будет определять устройство детей в дошкольные учреждения. Существует такое золотое правило. Дошкольники - маленькие дети, они должны ходить в близлежащий детский сад. Но если случится, что он переполнен, родителям предложат другой, близлежащий. Я считаю, что это будет правильно.

Высшее педагогическое образование

Я твердо заявляю свою позицию о том, что нужно сохранить педагогические вузы, университеты - не сливать их с классическими. Подготовка педагога - это особая работа, нельзя ее растворять среди подготовки инженеров, менеджеров, экономистов.

Я считаю наиболее правильным приблизить подготовку педкадров непосредственно к заказчикам - к регионам, чтобы вузы были не только федеральными, но и региональными. На примере нашего Московского городского педагогического университета можно сегодня сказать о том, что это университет состоявшийся, хотя ему всего 11 лет. Это университет, где готовят учителя завтрашнего, а не вчерашнего дня.

Во-первых, из этого педуниверситета выходят учителя, которые владеют новыми информационными технологиями.

Во-вторых, сегодняшний день требует, чтобы наш учитель мог работать с разными категориями детей, владеть здоровьесберегающими технологиями. В-третьих, он должен знать социологию, психологию, уметь вести индивидуальную, практикоориентированную работу. Ни в одном педвузе не учат, как вести внеклассную работу. В нашем университете все это есть. Там есть всё, что необходимо завтрашней школе. Сегодня университет приблизился к жизни города, к его социально-экономическому развитию. Есть 35 профессий, из них 22 педагогические, остальные работают на город - МГПУ выпускает социологов, менеджеров, журналистов, юристов. Это пример того, когда сам педуниверситет может развиваться и приближаться к классическому. Принято решение, что студенты с 5-го курса уходят на годичную практику, работая учителями в московских школах. Потом 70% выпускников идут, как правило, в те школы, где они проходили практику. Этого, к сожалению, пока нет ни в одном педагогическом вузе, кроме МГПУ. Я уже не говорю о том, что прохождение годичной практики позволяет ребятам, выходя из университета, иметь трудовую книжку, пройти независимую аттестацию, не зависеть от директора школы, чтобы он дал тебе 8-9-й разряд, комиссия тебе даст 9-10-й и даже 11-12-й разряды, и ты с ними придешь в школу на работу. Все начинается с учителя. Какой будет учитель, такой будет и экономика нашей страны, таким будет и правительство, и вообще все в стране.

- Московский Департамент образования будет заключать целевые контракты на обучение со школьниками, которые желают стать педагогами?

- Да, в городе сть целевой набор учащихся. Только контракт заключает не Департамент образования, а сам университет, и по этому контракту принимают ребят, которые учатся в этом вузе.

Педагогические

кадры

- Какова ситуация с педагогическими кадрами? Хватает ли учителей, воспитателей? Идет ли молодежь в педвузы?

- В последние годы идет целенаправленная работа правительства Москвы по поддержке молодежи. У нас не будет вакансий в учебных заведениях, выпускников педвузов больше, чем учителей, которые уйдут на пенсию. Нам надо больше учителей английского языка, мы хотим расширить преподавание английского языка. Нам нужны учителя физкультуры, поскольку мы хотим давать больше уроков. Поскольку мы все время развиваем информационную составляющую образования, поставляем компьютеры, интерактивные доски, цифровое оборудование, нам нужны грамотные, хорошо подготовленные специалисты в информационной области. У нас не будет вакансий, так как учителя в основе своей не работают на одной ставке - 18 часов, а имеют по полторы-две. Чтобы разгрузить учителя, нужны еще учителя. Это проблема из проблем.

По России 42% учителей пенсионного возраста. В Москве уже мы подошли к 16%. Надо обеспечить достойную старость учителей, тогда они уйдут и молодежь будет приходить в школы.

- В изучении иностранных языков есть перекос в сторону английского языка. Нужно ли развивать и другие языки?

- Родители считают, что нужно учить английский, и жалуются, когда в школе хотят разделить учеников на группы с разными языками. Я понимаю родителей, английский на сегодня - язык международного общения. Но вместе с английским языком надо вводить другие языки. В 2006-2007 учебном году мы планируем открыть в каждом округе по одной школе с японским языком. Считаем, что надо расширять изучение китайского.

Сегодня изучается в Москве 13 языков, в том числе итальянский, испанский. Сейчас готовим к открытию общеобразовательную школу в ЮВАО, где будет 6 языков.

Экстернат и надомное обучение

Несколько лет назад был издан приказ о том, что в каждой школе может быть экстернат. Есть экстернат, без которого невозможно обойтись, - для людей с ограниченными физическими возможностями. Параллельно мы вводим дистанционную форму обучения. Ребятам, которые не могут выходить из дома в силу того, что они очень больны, Москва поставляет компьютеры на дом. Им дается ноутбук, все необходимое сопровождение. Такой набор одного ученического места стоит около 3 тысяч долларов. Сейчас уже в Москве поставили 1200 компьютеров таким ребятишкам. Мы теперь изыскиваем средства, чтобы их подключить к интернету. С чем мы столкнулись? Закона такого нет, на основании которого можно заключать договор с родителями и госимущество давать на дом родителям. Вопрос сам по себе очень сложный, и мы его долго прорабатывали. Среди медалистов в этом году было 13 инвалидов. Эти ребята закончили с медалью школу, кто-то в том числе закончил и экстерном, пользуясь в основном дистантной формой. Эти две формы очень нужны и полезны, и мы их развиваем. Вышел Закон 122, который запретил нам оплачивать негосударственные школы, а вместе с негосударственными и семейные формы обучения. В Москве немного ребят, которые учатся по семейным формам, но есть такие, которые хотят учиться только в семье. В 2006 году мы оплачивали обучение в негосударственных школах по нормативу и из своих внутренних средств оплачивали семейные формы обучения. Мы считаем, что надо поддерживать любую форму обучения, которая наиболее близка ребенку.

Школы для мигрантов

- Прошел слух, что будут созданы школы для детей-мигрантов.

- Такие дети у нас есть уже давно. Мы разработали за счет школьного компонента курс введения в русский язык и путем модульного обучения этих ребят учим русскому языку, а затем, после того как они начинают говорить, их перемещают уже в классы, и они учатся по всем предметам. Мы эту проблему преодолели. Специальных школ для них не будет. Они учатся в нормальных школах вместе с московскими ребятами.

Лето

- Как проходит школьное городское лето?

- Активной была первая смена, дети отдыхали в огромном количестве оздоровительных лагерей. Сейчас мы отправили всех сирот отдыхать на курорты Сочи, Анапы, Словении. Сирот в Москве практически на летнее время не осталось.

Через городскую станцию юных туристов многие московские школьники ушли в экспедиции и походы. Это традиционно делается летом. В начале июля мы открываем на базе лагеря «Московия» Международную русскую школу, куда ждем ребят из многих стран. Разослали приглашения через посольства, попросили, чтобы наши послы помогли сформировать группы из числа титульных национальностей. Чтобы это были не русские, не русскоговорящие ребята, а ребята титульные, местной национальности. Смысл работы лагеря - научить их русскому языку. К нам приезжают еще (и их очень много) подростки из стран дальнего зарубежья. У ребят этот лагерь пользуется большой популярностью. В июле мы бросим все силы на подготовку учреждений к новому учебному году. На базе школ, профессиональных колледжей созданы отряды, которые помогают готовить школы к учебному году. Много ребят, которые сейчас заканчивают свою производственную практику, будут работать в торговле, строительстве.

Школа полного дня

- Чем отличаются школы полного дня и каковы перспективы увеличения их числа?

- Мы не вводим насильно школы полного дня, даем возможность родителям вместе с педколлективом создавать такие школы. Школа полного дня должна иметь 80% детей, которые остаются в школе на вторую половину дня. Здесь решаются по-другому вопросы питания, выделения средств на организацию досуговой деятельности детей, на экскурсии и так далее. Все это достаточно дорогое удовольствие. Но если педколлектив и родители принимают решение, что такая школа нужна, то средства на это у города есть.