Департамент образования отметил 75-летие, начинается новый этап его жизни, мы понимаем, как нелегко сохранять все то лучшее, что было в системе образовании города, но еще труднее идти по неизведанному пути развития, переходить на более качественное обучение. Департамент вместе с педагогами, учеными, родителями постоянно работает над программами «Столичное образование». Целевая правительственная программа развития «Столичное образование-4» придала новые силы, запустив те мощные механизмы, которые строятся на принципах партнерства, целостности, саморазвития. Я помню, как лет семь - восемь назад Любовь Петровна Кезина ставила вопрос о сотрудничестве учителей и родителей, о родительском и ученическом самоуправлении. Теперь все это стало реальностью, но жизнь все более усложняется, и теперь, в связи со взятым курсом на повышение качества образования, мы идем по пути активного расширения не только самоуправления, но и соуправления в образовательных учреждениях, подъема на новый уровень советов школ и попечительских советов, внедрения управляющих советов.

Нас радует, что Департамент образования сделал акцент на инновационную деятельность, что большое внимание уделяется проектным технологиям, ведь без всего этого невозможно дать образование более высокого качества. Городской и окружной советы родительской общественности увидели в социальном проектировании способ объединения усилий детей, учителей и родителей, улучшения отношений между ними, а соответственно и улучшения процесса познания.

В Юго-Западном округе такой системообразующий фактор, как «Ярмарка идей», при поддержке префектуры породил целую проектно-целевую систему организации образовательного процесса. Вместе с детьми зашевелились и родители, тысячи пап и мам выступают в роли инструкторов и экспертов, руководят проектами или поддерживают их. В школах развивается семейное проектирование, совместно разрабатываются на проектной основе темы, уроки, игры, праздники. Многие школы с участием родителей вышли за свои пределы - налаживается межшкольное взаимодействие на проектной и профильной основе.

Нам есть чему учиться у соседей. В Центральном округе нам нравится процесс умелого развития округа и школ, там на высоком уровне решаются проблемы самоуправления. Северный округ силен в этнокультурном направлении, а ведь нынче это весьма злободневно, Западный - в социальном проектировании, Южный округ - ас в исследовательских технологиях.

Городской совет родительской общественности совместно с ученическим советом и Научным институтом инновационных стратегий развития образования провел межокружную ораторскую конференцию, конференцию-презентацию экологических проектов городского значения - речь шла о пришкольных участках, классах на открытом воздухе, выращивании дерева из семечка, фитомодулях. Думаем, имеет смысл говорить о том, что родительский актив должен поддерживать эти и другие типовые массовые проекты, чтобы решать в каждой школе вопросы занятости детей и формирования у них жизненных навыков, о том, что нужно обращаться в правительство Москвы с просьбой об увеличении объема грантовой поддержки проектов, имеющих важное значение для города. Тем более что в образовательном пространстве города при поддержке МДО реализуется проект «Городская проектно-деловая палата «Деловая юность», который должен помочь вывести детско-взрослую проектную деятельность на новый уровень.

В Москве существует большое разнообразие образовательных учреждений - это и разные школы, и гимназии, и лицеи, и колледжи. Все это - достижение правительства Москвы и Департамента образования. Но сейчас обостряется проблема разнообразия. С одной стороны, разные дети и разные родители имеют разные интересы, с другой стороны, проектная деятельность увеличивает разнообразие в классах, и не все родители правильно это понимают. Например, в одном из классов обычной школы в Южном Бутове учительница при поддержке многих родителей стала решать учебные задачи с помощью организации проектной деятельности. Класс стал намного лучше учиться, уроки стали интересней, дети оживились, но некоторым родителям не понравилось, что их дети не очень заметны на фоне общей активности класса, хотя переходить в другой они не захотели. Недовольные родители засыпали письмами-жалобами прокуратуру, мэра, Департамент образования. Комиссия МДО ответила, что учитель по закону имеет право на использование разных педагогических технологий обучения, но недовольные продолжали писать жалобы, хотя помощник прокурора и специалисты отдела писем мэрии возмущались, что в свое время их не учили так, как учит теперешних детей эта учительница. В конце концов жалобщики победили, в классе больше нет проектной работы, он стал обычным, похожим на сотни других. Кому от этого лучше? Уж точно не детям, которые учатся в этом классе.

Если бы в жизнь раньше вошло предложение Любови Петровны Кезиной об усилении роли школьных и управляющих советов, многие вопросы решались в школах лучше, эффективнее, более активно внедрялись бы новые технологии. Мы считаем, что нам надо создавать новый опыт управления школами, который можно было бы потом обобщить и закрепить в законе, как это неоднократно предлагал сделать депутат Мосгордумы Евгений Бунимович.

Сейчас в стране и в городе начинается освоение целевого управления, реализация массы целевых программ, предусматривающих большое количество самых разных мероприятий, которые все префектуры и управы стараются выполнять, спрос за которые у мэрии очень жесткий. Но для школ работа в таком режиме - проблема, поскольку у них что ни день, то мероприятие (и не одно).

Когда художник рисует картину, у него в голове есть главная идея. У нас тоже есть главная идея, вот только реализует ее каждое ведомство по-своему. Поэтому нас волнует проблема межведомственного взаимодействия, ликвидации ведомственных барьеров. Городской родительский совет мог бы подключиться к проведению городского эксперимента в одном из округов и нескольких районах по отработке механизма комплексного целевого управления.

В образовании уже вовсю культивируется главная идея - освоение проектно-деловой ученической культуры. Наличие в городе такой конкретной главной идеи заставило бы постепенно все ведомства, органы управления, СМИ, граждан работать на ее осуществление. Не зря Юрий Михайлович Лужков говорит, что надо больше думать о приоритетах и перспективе, видеть дальше собственного носа.

Решить проблему повышения качества работы ни в образовании, ни в стране мы не сможем без самих детей - посредников, организаторов в классах, ассистентов учителей. Нам надо как можно больше умных и активных детей, детей-организаторов, ведь в век быстрых изменений, в отличие от детей, взрослые в массе своей не успевают быстро осваивать ни компьютеры, ни мобильники, ни новые проектные и познавательные методы. В связи с этим как никогда остро стоит вопрос о союзе поколений, о сотрудничестве, о подготовке ученического актива в классах и в школах. Мы видели на сборе представителей ученического самоуправления, как продвигаются школы в этом направлении. Но и тут снова возникают ведомственные перегородки: 13107 ученических активистов у одних, лагеря - у других. Активные организаторы, побывав в этих лагерях, не хотят больше туда ездить, ибо нет там образовательной составляющей. В связи с развитием родительского и ученического самоуправления, семейного проектирования нам кажется, городской системе образования нужны свои центр и лагеря подготовки актива, создание более мощной инфраструктуры детско-взрослого ученическо-проектного движения.