Проект «Школьное питание» - социально значимый проект, который может стать базисом для широкого внедрения информационно-расчетных технологий в Москве и «Карты учащегося». С экономической точки зрения он, как минимум, будет самоокупаемым, при накоплении статистических данных возможно детальное структурирование потока дотаций, оборота средств в предприятиях питания и розничной торговли по школам, снижение затрат на обслуживание движения наличных денег, исключение нецелевого использования оборотных средств и так далее.

Информация к сведению

В столице принято несколько решений, которые сделали возможной реализацию проекта. Это:

Постановление правительства Москвы «О городской программе «Совершенствование организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы на период 2004-2006 годов».

Постановление павительства Москвы «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите москвичей в 2004 году и о Комплексной программе мер социальной защиты жителей города Москвы на 2005 год».

Постановление правительства Москвы «О создании в городе Москве системы безналичных расчетов за товары и услуги с использованием «Карты москвича».

Распоряжение правительства Москвы «Об утверждении плана мероприятий городской целевой программы «Электронная Москва» на 2005 год».

Для того чтобы отправить любой проект «в полет», нужно выполнить пилотный вариант. Такой вариант с внедрением «Карты учащегося» был опробован еще в 2002 году в лингвистической гимназии №1531 Северо-Восточного округа. Результат был оптимистический: гимназии удалось сэкономить почти 28% от общей суммы бюджетных средств, выделяемых на питание школьников, и на законной, грамотной основе привлекать средства родителей на оплату горячего питания. Но опыт этой гимназии, к сожалению, до сих пор не стал повсеместным.

Отчасти это происходит из-за высокой стоимости процесса внедрения карты, которая может быть использована одновременно и как электронный пропуск в школу, а нужное для этого оборудование стоит недешево. Но, как говорят специалисты, город готов пойти на эти расходы: игра стоит свеч. Ведь в информационной системе микропроцессорная пластиковая карта становится идентификатором владельца, на ней может храниться самая разнообразная информация о ее владельце, начиная с фотографии, имени, отчества, фамилии и заканчивая домашним адресом, телефоном родителей и медицинской информацией, которая хранится в защищенных секторах памяти такой карты. Карта может стать не только пропуском в школу, но и обеспечить доступ к ее информационным и учебным ресурсам, быть электронным аналогом школьного дневника, своеобразным читательским билетом школьной библиотеки, использоваться в качестве проездного билета в городском транспорте.

Отчасти опыт не распространен широко потому, что первоначальное внедрение новшества показало: каждая школа имеет свои особенности в организации процесса питания учащихся, а значит, реализация проекта в каждом случае связана с определенными сложностями, обусловленными спецификой школы как индивидуального объекта. Например, гимназия №1531 не всегда учитывала наличие нескольких комплектов обедов и разных источников финансирования (бюджетные и родительские средства). То есть опыт отдельной гимназии оказался не очень тиражируемым.

Но все это не может быть причиной для того, чтобы проект был приостановлен или свернут. Уж очень много плюсов у «Карты школьника». Поэтому координаторы проекта постоянно дорабатывают программное обеспечение и меняют спецификации оборудования, поставив себе задачу не только отработать систему в экспериментальном режиме, но и добиться повсеместного внедрения результатов эксперимента в московских школах.

Все дело в том, что очень привлекательна цель, которую ставят перед собой разработчики проекта. Карта позволяет совершенствовать адресный учет расходования средств, выделяемых из городского бюджета на организацию школьного питания, то есть тем самым обеспечивается целевое использование бюджетных и родительских средств, которые нужно и должно выделять на питание. При этом, понятно, защищаются интересы каждого малообеспеченного ребенка, которому оказывают социальную помощь, а также решаются многие социальные проблемы, связанные с предупреждением детской преступности, наркомании и так далее. Деньги нельзя потратить на другие цели, нельзя украсть, на них можно только накормить детей. Родители, школа и правоохранительные структуры получают гарантию, что деньги, переводимые на «Карту учащегося», не могут быть использованы на приобретение спиртных напитков, табачных изделий, наркотиков и так далее, что, вне всякого сомнения, позволит значительно снизить социальную напряженность в сфере школьного образования.

Использование системы безналичных расчетов за школьное питание позволяет обеспечить стопроцентный адресный учет расходуемых денежных средств, полагающихся каждому учащемуся в виде целевых дотаций, выделенных из городского бюджета, социальную поддержку именно тех, кто в ней нуждается.

Денежные средства на питание, как известно, могут поступать из двух источников: бюджетные средства, выделяемые городом в виде дотаций на школьное питание, и денежные средства родителей, зачисляемые на счет школьника через коммерческий банк. Снять деньги с этих счетов можно только на питание в школе, в других местах их потратить невозможно. Деньги, которые находятся на «родительском» счете, можно потратить в столовой на завтраки и обеды, а также на покупки в буфете. По желанию родителей с помощью системы безналичных расчетов можно ввести ограничения на ежедневные траты в буфете, а также резервировать определенные суммы на обеды и завтраки из общей суммы, положенной на счет ребенка. У ребенка есть возможность в любое время самостоятельно проверить наличие оставшихся средств на счете.

Возникает естественный вопрос: а не сможет ли кто-то несанкционированно воспользоваться картой? Нет, говорят авторы проекта, в системе предусмотрены программные и технические средства, защищающие от несанкционированного действия злоумышленников, для обеспечения безопасности баз данных системы и ее устойчивой работы.

Что особенно ценно в проекте, так это его практическая польза. С одной стороны, сегодня все в большей степени увеличивается количество самых разных систем, обеспечивающих безналичные расчеты за покупки, количество виртуальных магазинов, которые не требуют физического присутствия покупателя, делающего то или иное приобретение. Однако степень готовности общества к внедрению современных информационно-расчетных технологий пока невысока. Психологический барьер, возникший на фоне разрушения финансовых пирамид, банкротства предприятий и банковских структур, достиг значительного уровня. Внедрение информационно-расчетных технологий так или иначе должно быть связано с большой разъяснительной работой, проведением масштабных рекламных кампаний, что всегда требует значительных финансовых вложений. Но сколько ни говори, сколько ни объясняй, значительный эффект будет достигаться медленно. Гораздо лучше, когда освоение технологий идет в процессе практической работы. Это делает использование «Карты школьника» очень эффективным средством обучения. Ведь все жители Москвы с 7 до 17 лет (а это более миллиона человек) становятся владельцами «Карты учащегося», или, по сути дела, владельцами «Карты москвича». Обучение современным информационно-расчетным технологиям, таким образом, начинается одновременно со школьным обучением, что позволяет сделать этот процесс естественным и постоянным в цикле получения обязательного общего среднего образования. Ежегодно около 100 тысяч выпускников московских школ, вливаясь в жизнь современного общества, окажутся полностью подготовленными к восприятию современных технологий. Есть и экономическая выгода от введения карты. Во-первых, более двух процентов городского бюджета, которые выделяются как дотации на питание школьников, переводятся на полностью безналичную основу при доведении высокой степени адресности предоставляемых дотаций практически до ста процентов с гарантией, что дотационные средства не будут израсходованы на другие цели. Кроме того, не менее 8 миллиардов рублей, выдаваемых ежегодно школьникам их родителями в виде наличных денег, также могут быть переведены на безналичную основу.

Во-вторых, сегодня специалисты считают, что с помощью карты можно создать единую информационную среду школы, повысить эффективность субсидирования школьного питания как результата внедрения системы полного персонального учета использования бюджетных дотаций, исключить оборот наличных денег на территории школы, решить проблемы контроля над использованием школьниками «карманных» денег. Карта позволит решать и другие проблемы. Например, наладить автоматизированный учет посещаемости школы всеми участниками учебного процесса, организовать удобный, защищенный и контролируемый доступ к результатам успеваемости для учителей, учащихся и их родителей, решить проблемы, связанные с наиболее эффективным использованием ресурсов школы (спортзал, библиотека, компьютерный класс, мастерские, кружки по интересам и так далее), эффективно организовать внешкольную деятельность учащихся (экскурсии, театры, музеи, концерты и тому подобное). Немаловажно, что с помощью карты реален контролируемый доступ к различным информационным ресурсам, например, к интернету. Ну и, конечно, легче и спокойнее оказывается проезд в метрополитене и наземном городском транспорте, особенно там, где установлены турникеты.

Москва прокладывает, как всегда, свой путь в новом направлении, но, вне всякого сомнения, ее опыт окажется полезным не только для всей столичной социальной сферы, но и для российской системы образования в целом.