Почти половина школ города осуществляет подготовку неорганизованных детей к школе. В одних учреждениях эта услуга бесплатная, в других - платная. Во всех школах форма проведения занятия заявлена как игровая или занятие с элементами урока, что соответствует возрастным особенностям детей-дошкольников. Более чем в 80 процентах образовательных учреждений проводятся индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом, а около 30 организуют коррекционные занятия с учителем-логопедом. Кроме того, предшкольной подготовкой занимаются учителя физической культуры, изо, хормейстеры, хореографы, учителя ритмики и музыки, но доля их участия очень невелика.

Содержание учебного материала при организации подготовки к школе разнообразно. Школы предлагают 25 различных предметов - от обучения грамоте и предматематической подготовки до иностранного языка и оригами. Вместе с тем немногие предлагают предметы физического и художественно-эстетического развития. Например, физкультура, аэробика, плавание, танец преподаются лишь в трети школ, а художественное конструирование, оригами, изобразительная деятельность - только в каждой десятой. Таким образом, не в полной мере реализуется главная задача любого образования - сохранение физического здоровья ребенка. Недостаточное внимание к предметам изо, оригами, художественного конструирования влияет на степень развития мелкой моторики руки, которая является основой для овладения процессом письма в начальной школе и других важных функций психики ребенка.

Процент детей со средним уровнем учебных возможностей примерно одинаков среди прошедших подготовку в школе, детсаду и неподготовленных. Самый высокий процент детей с хорошим учебными возможностями у воспитанников дошкольных образовательных учреждений - 35, а самый низкий - у домашних детей: всего 5. Среди них же и самый высокий процент детей с низкими учебными возможностями - 35. Можно предположить, что наиболее успешными станут дети, прошедшие подготовку к школе в детсаду, а менее успешными могут оказаться не организованные до школы дети. Причем у всех детей, не прошедших предшкольную подготовку, адекватная самооценка, а вот у 7 процентов подготовленных детей - неадекватная, что может говорить о несовершенстве педагогического влияния. Уровень тревожности гораздо выше у неподготовленных детей, а треть всех детей имеет средний уровень тревожности. Эти цифры говорят прямо о недостатках организации педагогами учебной деятельности и выбора стиля отношений с детьми и между детьми. По опросу родителей, легче всех в начале школьного обучения детям, прошедшим подготовку. 40 процентов неподготовленных справляются с большим напряжением, а это значит, что их физическое и психическое здоровье находится под угрозой. Но, несмотря на это, 90 процентов первоклассников в сентябре говорят, что им нравится учиться. Правда, признаются, что у пятой части из них есть трудности в учебе. Совсем не умеют организовывать свой труд 16 процентов первоклашек, большинство которых не прошли предшколу.

По мнению Татьяны Демьяновой, начальника отдела развития системы образования, у детей, прошедших предшкольную подготовку, практически сформирована психологическая готовность к занятиям, к восприятию, развита память, частично учебные умения и навыки, успешно усваиваются способы, приемы учения, период адаптации к школе проходит безболезненно. Поведенческие характеристики, такие как уровень агрессии, тревожность, - в норме. Прошедшие подготовку дети демонстрируют наличие познавательного мотива, принятие и выполнение школьных правил, навыки общения в коллективе и взаимодействия со взрослыми. К декабрю половина подготовленных детей против 36 процентов неподготовленных успешно осваивает программу 1-го класса.