Проблема усугубилась еще и тем, что во многих детских садах из-за крайне скромного бюджетного финансирования прочно закрепилась практика сбора «вступительных взносов», суммы которых составляли от 500 до 10 тысяч рублей. Даже для семей со средним достатком эти платежи были не по карману, тем более для бюджетников или малообеспеченных, что в принципе одно и то же. Детсады как-то вообще выпали из поля зрения властей и всяческих органов. Прокуратура Центрального района Омска в прошлом году выявила бухгалтера ДОУ, которая положила в свой карман почти полмиллиона «казенных» рублей.

С приходом в горадминистрацию новой команды «детский» вопрос оказался в поле ее зрения. Мэр Виктор Шрейдер поставил перед управлением образования задачу: найти возможности для организации в детских садах дополнительных групп. И нашли. К началу учебного года освободились места «подготовишек», которые пошли учиться в первый класс, а в учреждениях образования типа «начальная школа - детский сад» первые классы формировать не стали. Кроме того, в действующих детских садах летом были отремонтированы ранее не использовавшиеся помещения, в которых разместили дополнительные группы. Идет передача в муниципальную собственность ведомственных дошкольных учреждений: в течение года город принял на свой баланс три садика на 515 мест. В итоге за год открыты 44 «лишние» группы, в которые приняты около тысячи малышей. С 1 сентября 2006 года планируется перевести в режим детских садов все учреждения «начальная школа - детский сад». Вопрос о необходимости устранения учебно-воспитательных комплексов, конечно, спорный, если учесть, что с высоких трибун руководители твердят о необходимости преемственности образования, но для омских властей уже решенный. Это проще, чем строительство.

Уже год мэрия Омска ведет кампанию по борьбе с поборами. С 1 июля 2005-го плата за детсад взимается строго по утвержденным тарифам - от 750 до 950 рублей в месяц. Сюда входит питание, медицинское обслуживание, обеспечение моющими средствами и приобретение мелочей. Дотации из областного бюджета на питание предусмотрены только для специализированных учреждений, от чего родительская плата сокращается примерно в половину. Наши власти не очень-то щедры к подрастающему поколению. В Томской области, к примеру, от платы за детские сады полностью освобождаются семьи, где на душу приходится менее 1,2 минимального прожиточного минимума. В Екатеринбурге, напротив, власти заложили в тариф все, включая зарплату персонала и оплату коммунальных услуг. Получилось 2400 рублей. У нас же зарплату и «коммуналку», к счастью, по-прежнему будет оплачивать бюджет. А вот кто будет оплачивать ремонт действующих детсадов? И что делать с пожарной безопасностью? В последние годы они не получали на это из бюджета ни копейки. Нынче, после угроз прокуратуры, выделено 19 миллионов 433 тысячи рублей. Но деньги пойдут на оснащение пожарной сигнализацией 39 образовательных учреждений: школы, детские сады и летний лагерь «Загородный». На капитальный ремонт в 2006 году городским бюджетом выделено 18 миллионов рублей. Как говорит Надежда Разживина, начальник Управления образования Омска, на каждое учреждение будут выделяться разные средства по мере заявки - что-то надо ремонтировать в первую очередь, что-то может подождать. Похоже, что без родительских «поборов» может стать туго. Строго говоря, родители все равно в тариф не укладываются. Детсады упорно, несмотря ни на что, продолжают работать до 6 часов вечера. То есть так же, как и те учреждения, в которых трудятся родители.

Сейчас в городе создан электронный банк данных очередности в сады, что позволяет получать объективную картину потребностей омичей в дошкольных услугах. «На очередь» родители теперь встают не в детсадах, а в специальных комиссиях, создаваемых при отделах образования и воспитания по административным округам Омска. Теперь родители не платят «вступительные» директорам. Считается, что чиновники денег не берут. Мне лично верится с трудом. Но во всяком случае они обязаны строго соблюдать законодательство. Правда, тут есть нюансы. В частности, прокуратура Омской области недавно выявила нарушения в десятках уставов ДОУ. Это кроме превышения установленной нормативами численности воспитанников дошкольных учреждений и несоблюдения закона о пожарной безопасности и санитарно-гигиеническом благополучии населения. Согласно уставам минимальный возраст ребенка, с которого он может быть принят в детский сад, - с двух до семи лет, в то время как законодатель устанавливает такой возраст с двух месяцев. Ни одного детского сада, готового принять младенца, в Омске нет, и как будут устранены нарушения, пока никому неясно. Больной вопрос - кадровый. Кто будет работать с ребятишками в открывающихся группах и новых детских садах, не говоря уже про грудничков? Ведь эффективная подготовка дошколят во многом зависит от наличия квалифицированных кадров.

Есть, конечно, одна приятная тенденция - появление в штатах детских садов «узких» специалистов: к примеру, хореографов, преподавателей по изобразительному искусству, психологов. Однако по-прежнему в дошкольных учреждениях наблюдается отток педагогических кадров. Молодые специалисты составляют лишь 4 процента от общего числа педагогов. Управлением образования администрации города Омска в 2005 году разработан проект постановления мэра города Омска «О стимулирующих и компенсационных выплатах в муниципальных образовательных учреждениях», в соответствии с которыми планировалось установить ежемесячную доплату в размере 20 процентов к тарифной ставке воспитателю дошкольного образовательного учреждения, а также младшим воспитателям и помощникам воспитателя, работающим в дошкольных образовательных учреждениях. Увы, денег в казне не нашлось.

К чести работников муниципальных детсадов, надо сказать, что большинство из них работают от души, выпуская «готовых» первоклассников - умеющих и считать, и писать.

Правда, детсадовские воспитанники ходят строем и говорят хором. На индивидуальные занятия времени не находится. Представьте, если в группе тридцать архаровцев и каждый требует внимания? Моя дочь в муниципальном детсаду выдержала дольше, чем я, - две недели. Дома каждый вечер рыдала: «Меня там никто не любит?» Она тихо сидела в углу весь день, не смея вмешаться в чужую игру. Когда воспитатель объяснила мне, что дочь рисует неправильно, потому что солнце не бывает в крапинку, а трава должна быть исключительно зеленой и никак не сиреневой, мы пошли к «частникам».

По данным управления образования, в Омске сегодня работает семь негосударственных детсадов. Стоимость полного пансиона ребенка в них обходится родителям от 3 до 6 тысяч рублей. В эту сумму входит четырехразовое питание, образовательные услуги и всевозможные дополнительные: иностранный язык, хореография, изобразительное творчество, занятия с психологом, логопедом, консультации врача и многое другое. В частных садиках предоставляют возможность выбора как самим родителям, так и детям. То есть они имеют право сами решать, когда привести ребенка в садик и когда забрать. Можно, например, хорошенько выспаться и прийти к началу занятий, часам к десяти, а забрать ребенка в восемь вечера. Все они малокомплектны, в некоторых всего по 1-2 группы, число детей не превышает десяти - двенадцати человек в группе. Лучшее, что могут дать «частники», - это возможность индивидуального подхода к детям. На такое количество детей приходится обычно по два педагога и обязательно няня. Работают там те же люди, но за другие деньги, потому детей уважают больше. Но частными садиками массовой проблемы не решить. Детсады нужны не детям, в первую очередь они нужны государству.

Омск