Заботу о педагогах, работающих с детскими театрами, одной из первых взяла на себя автономная некоммерческая организация «Пролог», созданная в 2000 году группой педагогов Московского института повышения квалификации работников образования (ныне Московский институт открытого образования (МИОО). Тогда «Пролог» продолжил работу курсов повышения квалификации для преподавателей предмета «Театр в школе», сформированных при МИОО еще в 1996 году.

Одной из крупнейших акций программы «Пролог» стал фестиваль дипломных спектаклей выпускников образовательных курсов, который прошел недавно в культурном центре «Новый акрополь» вот уже в четвертый раз. Именно здесь на фестивале в поистине домашней обстановке встретились друзья–единомышленники, преданные театру настолько, что они вправе считать сцену своим домом. Исходя из статуса, фестиваль должен был включать в себя лишь работы выпускников «Пролога» нынешнего года, но тесная дружба преподавателей и студентов прошлых выпусков расширила программу. В итоге 17 спектаклей детских театральных коллективов и дипломных работ студентов режиссерского факультета Института дополнительного послевузовского образования МГУКИ составили пять дней незабываемого торжества профессионального театрального творчества. На фестиваль приехали театральные коллективы из разных городов России: Сергиев Посад, Глазов, Сургут, Киров, Инта, Сухуми, Электросталь, Курск. И все же, несмотря на столь обширную географию, все эти ребята и их руководители жили в эти дни единой театральной семьей, уставом для которой служит творчество во всех его проявлениях. На фестивале были представлены пьесы, написанные как самими режиссерами-постановщиками, так и классиками мировой художественной литературы, а также видеоработы участников.

Во время фестиваля мне удалось побеседовать с членами жюри. Вот так отзывался о нем председатель жюри, независимый театральный критик В. Бегунов: «Судить детское театральное творчество сложно, это связано с тем, что дети существуют в особой реальности, они живут в театре, пропускают каждую роль через себя, и мало кто из взрослых способен это оценить. Однако именно с помощью искусства мы можем дать подрастающему поколению понятие о себе, об обществе, о культуре, тем более что детский театр сегодня остросовременен, наиболее оперативен по части отклика на проблемы окружающей жизни».

Фестиваль носил не только показательный, но и обучающий характер, ведь в программу на каждый день вошло по крайней мере по одному профильному тренингу или семинару под руководством педагогов АНО «Пролог» и руководителей театральных студий. В будущем планируется выезд педагогов с лекциями и тренингами на места, развертывание экспериментальных площадок и непосредственная работа с театральными коллективами России.

В педагогике невозможно научить одному – радоваться творчеству. Творческий подход к педагогической деятельности, любовь к выбранной профессии способствуют делу воспитания человека будущего. Возможно, именно такой частички творчества не хватает сегодня нам всем в жизни, загруженной сухой информацией.