Фестивальные боги спустились на землю. В этом году жюри Московского международного кинофестиваля, по словам его председателя Анджея Жулавского, руководствовалось весьма простыми и здравыми критериями оценки: купили бы вы билет на этот фильм и досмотрели бы его до конца?

Что любит зритель? Что любите вы? Такое кино, чтобы можно было посмеяться и одновременно попереживать, подумать про героя «Ну и недотепа!», а через пару минут пожалеть его, как не жалеешь родного брата. Ну и плюс бесконечность - глядя на ошибки, драмы и радости выдуманных другими персонажей, ты почему-то задаешь вопрос себе: а правильно ли ты живешь? Исходя из этих принципов, жюри оставило практически ни с чем даже таких «священных чудовищ», как Иштван Сабо, участвующих в конкурсной программе (единственное вполне понятное исключение - приз за лучшую режиссуру классику французского кино Бетрану Блие). На этот раз мэтры привезли далеко не лучшие свои ленты. Заслуженными победителями XXVIII ММКФ стали ленты режиссеров-дебютантов - Джереми Брока и Отмана Карима: английская «Уроки вождения» и шведская «О Саре».

Как образец хорошего зрительского кино, на которое можно пойти всей семьей, «Уроки вождения» стали эталоном этого направления на фестивале. Сыграли свою роль как сценарий того же Джереми Брока, написанный с большим чувством юмора, так и дуэт юного Руперта Гринта, известного по роли Рыжего Рона в «Гарри Поттере», и звезды старшего поколения Джули Уотерс (приз ММКФ за лучшую женскую роль). В основе фильма - необычная дружба между пожилой одинокой дамой и неуклюжим подростком. Она - пережившая свою славу актриса и женщина, прячущая материнскую трагедию за эксцентрическим поведением и пристрастием к алкоголю. Он - безвольный маменькин сынок и неуверенный в себе начинающий поэт. Они нужны друг другу, чтобы многое понять и преодолеть в самих себе, а заодно дать задуматься нам: а стали бы мы такими, какие есть, без друзей? В результате эта трогательная история взяла Специальный приз жюри - Золотой «Святой Георгий», Приз зрительских симпатий и награду российской кинокритики.

И все-таки «Уроки вождения», по-моему, скорее просто милое кино: рассказанной в нем частной истории не хватает глубины обобщения и настоящего драматизма, заставляющего забыть, что происходящее на экране - «всего лишь» кино. Именно это сделало шведскую картину «О Саре» обладателем главного Золотого «Святого Георгия». Но даже если бы фильм ничего не получил, я бы все равно о нем написала. Не смогла бы не написать. Главная героиня картины Сара - красивая молодая женщина. Плоть от плоти поколения унисекс, которое стремительно стирает границы между полами. Поколения, которое вместо любви выбирает «секс в большом городе». Поколения мужчин и женщин, не умеющих быть счастливыми. Моего поколения, составляющего сейчас «детородное» - уж простите за ужасный социологический термин - большинство в Швеции, России, Америке (далекие от нас по ментальности страны Востока, Африки и Азии я в расчет не беру).

Нет, в фильме нет глобальных выводов о судьбе нашего поколения и тем более тревожных прогнозов о будущем всего человечества. Ничего морализаторствующего вообще. Но в истории Сары узнаешь и своих подруг, и в чем-то саму себя. Женщину, которой надо доказать, что она не «хуже», а «лучше» мужчин, - купит дом, добьется деловых успехов, наконец родит ребенка. Одна. Женщина, которая скажет мужчине, от которого беременна, ужасные, неженские, слова: «Уходи. Я справлюсь сама». И наступит такая тоска и такая пустота, что она даже зареветь не сможет. Зато заплачем мы. Над судьбой Сары, над своей судьбой. Слева от меня громко всхлипывала 40-летняя женщина, справа - девушка, которой «стукнуло» от силы двадцать. И все-таки это не только женская история, это человеческая история. Это не мелодрама, не трагедия и не комедия. В ленте, как в жизни, все сплетено в одно полотно.

Сможет ли Сара (и мы с ней) изменить свое отношение к миру, а значит, стать счастливой? Талантливый режиссер и сценарист, автор жесткого шведского аналога нашего кинохита «Москва слезам не верит» Отман Карим такую надежду зрителю дает. Сара побежит. К любимому, которого оттолкнула из-за боязни очередной неудачи. И из-под ее маски «унисекс» проглянет древний, как ее библейское имя, лик. Лик Евы, которая немыслима без Адама. После этого фильма, если он пойдет у нас в прокате, российские киноманы уже не забудут имя исполнительницы главной роли Линды Цилякус.

Были в конкурсе ММКФ и другие сильные человеческие истории. К примеру, немецкий фильм «Страхование жизни». Картину о страховом агенте, кочующем по Германии в желании заработать на сносную жизнь и готовом ради этого вывернуться наизнанку, не могли не отметить за гротескный реализм, заставляющий вспомнить о Кафке, и точную игру актера Йенса Харцера (диплом от жюри российской кинокритики и награда за лучшую мужскую роль). Однако, помня о критериях жюри, я бы билет на этот фильм не купила. Изображенная авторами жизнь «простых» немецких работяг кажется такой беспросветной, что хоть стреляйся (герой и пытается это сделать в духе мрачного юмора). Будь лента снята 20 лет назад, она отлично подошла бы советским прокатчикам в качестве иллюстрации о зверином оскале капитализма. То же, только с уклоном в азиатскую специфику, касается и филиппинской картины «Букмекер», получившей приз ФИПРЕССИ (жюри международной кинокритики).

То, что единственная российская картина «Червь» Алексея Мурадова наград не получила, грусти, кажется, ни у кого не вызвало. Наши фильмы и так два года подряд становились победителями Московского фестиваля. Но у «Червя», который представляет нечто непонятное между сюжетным и авторским кино, на мой взгляд, шансов все равно не было. Вот если бы в конкурсе участвовал фильм «Мне не больно» Алексея Балабанова, можно было бы говорить о серьезной конкуренции с «не нашим» кино. Может быть, поборемся в другой раз?..