Я более семнадцати лет заведую библиотекой в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида «Школа-интернат №179 для воспитанников с отклонениями в развитии» (сокращенное название МСКОУ «Школа-интернат №179») ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) Железногорска Красноярского края. Мне захотелось рассказать о своей школе и о своей библиотеке. А начать свой рассказ хочу строками из школьного гимна:

За порогом останутся

Слезы, горе и боль.

Обделенных, обиженных -

Всех ведем за собой.

Так хотим, чтоб дети

громче пели,

Чтобы в жизни этой все умели.

Милосердие здесь

каждый знает,

В нашей школе всем его хватает.

Каждый в нашей школе значим,

Потому что здесь нельзя иначе.

Здесь на всех одно большое

сердце,

Где для каждого открыта дверца.

Да, наша школа - особая, в ней обучаются дети с нарушениями умственного развития. Познавательные интересы у них не сформированы. Разнообразный, красочный мир представлен в сознании учащихся обедненно, их чувства не адекватны ситуации, они примитивны, поверхностны и конкретны по своему содержанию. Выраженные недостатки памяти, речи, мышления затрудняют познание окружающего мира, снижают уровень социальной компетентности. Особенности учащихся обусловливают узость мотивации к чтению: они не обнаруживают стремления читать книги без побуждения взрослых, испытывают большие трудности в понимании произведений литературы, в логическом их воспроизведении, поступки героев не вызывают сочувствия и переживания. В прошлом году я провела анкетирование среди учащихся 7-9-х классов с целью выведения уровня читательской самостоятельности и читательских предпочтений. Из 27 опрошенных, например, читают часто только двое. Круг чтения среди тех, кто все-таки обращается к книге, включает детективы, приключения, комиксы. А в основном это рассказы небольшого объема с яркими иллюстрациями. Среди любимых ученики называют те произведения и тех авторов, которые изучаются на уроках чтения (Пушкин, Толстой). Есть даже такие старшеклассники, которые в числе запомнившихся книг могут назвать только сказки («Приключение Незнайки», «Капитан Врунгель»).

Специалисты знают, что для детей с проблемами развития книга - основной инструмент познания, воспитания и коррекции. Обучать, развивать, приобщать к чтению детей, которые могут учиться сами, - менее сложная задача. Дети с нарушением умственного развития нуждаются в хороших компетентных педагогах так же, как их нормально развивающиеся сверстники.

В 2004 году школе исполнилось 40 лет. Руководит школой уже более 20 лет Раиса Ивановна Пашкова, заслуженный учитель России, вдумчивый, мудрый педагог и организатор. Коллектив у нас творческий, ищущий пути внедрения новых педагогических технологий. Понять, принять, помочь - вот основа психолого-педагогического подхода к ребенку у нас в школе. «Здесь на всех одно большое сердце, где для каждого открыта дверца».

Специфика дефекта требует усиленного внимания со стороны специалистов разного профиля (логопеда, психолога, учителей-предметников). Становление ребенка как читателя проходит по этапам. Первоклашки приходят в школу совершенно не подготовленными, они не знают даже основ грамоты. В первом и втором классах наиболее актуальны задачи формирования навыка чтения. К третьему и четвертому классам на первый план выходят задачи собственно читательской деятельности. К сожалению, у старшеклассников интерес к чтению и его объем вновь снижаются. В последнее время все больше появилось «носильщиков». Так мы называем школьников, которые с удовольствием приходят в библиотеку, берут книжки в класс, а через неделю с таким же удовольствием возвращают их ... непрочитанными.

В одной из публикаций о проблемах детского чтения я прочла любопытное суждение. Чтобы вернуть интерес к общению с книгой, по мнению социологов, нужны три компонента: праздник, личный вклад и человечность. Смею утверждать, что эти три составляющие в моей работе имеют место быть. Значит, я на правильном пути.

Специфика школы-интерната такова, что через библиотеку проходят все маленькие читатели. Во второй половине дня в соответствии с режимными моментами для каждого класса запланирован библиотечный час (1 раз в неделю). Использование традиционных (обзоры, утренники, библиотечные выставки и т.п.) и освоение новых форм библиотечной работы (игра-беседа, экологический лабиринт) помогают прививать интерес к книге, расширять объем чтения, повышать уровень речевого развития.

В нашей работе нет мелочей. Например, кому-то такая традиционная форма работы, как «громкие чтения», может показаться архаичной, но не в коррекционной школе. Хорошо известно, что именно родители формируют у детей изначальную мотивацию к чтению. В семьях же наших воспитанников эмоциональная изолированность детей от родителей ощущается особенно остро. Родители сами мало читают и самоустранились от руководства детским чтением. В лучшем случае оно носит формальный характер: «До конца прочитал?» Постоянная дидактика: «Читай! Учи!» - вызывает внутреннее сопротивление и отнюдь не стимулирует чтение. Анкетирование подтвердило: из 27 опрошенных только один ребенок, отвечая на вопрос: «Что ты любишь больше - читать сам или слушать, когда читают родители?» - назвал второе.

Работа в коррекционной школе предполагает и индивидуальное обслуживание юных пользователей. Личный контакт - один из аспектов работы. Кто-то, например, любит отгадывать кроссворды - журналы в его распоряжении, кто-то с удовольствием делает поделки из бумаги - для них специальные подборки. На стенде «Ура тебе, читатель!» обязательно вывешиваю листовки с фамилиями лучших читателей.

Забегая вперед, скажу, что и при проведении какого-либо мероприятия обязательно обращаешься к личности ребенка, его интересам. Так, при подготовке и проведении «Гиннесс-шоу» решались конкретные коррекционные задачи (расширение кругозора, развитие речевых навыков и т.п.), но у ребят была также возможность проявить свои способности, показать свои личные знания и умения, почувствовать уверенность в своих силах. Сначала я познакомила мальчишек и девчонок с Книгой рекордов Гиннесса, а затем они сами приняли активное участие в создании книги рекордов класса и школы: участвовали в различных конкурсах, в играх на звание самого ловкого, смелого, сообразительного. Отличились даже ранее малоинициативные ученики. Всем праздник принес и пользу, и радость.

Такая педагогика коррекционной поддержи (помимо прочих слагаемых) приносит свои плоды. Очень важным для достижения успеха считаю взаимодействие с учителями и воспитателями. Педагог и библиотекарь видят каждого ребенка с разных сторон. Взаимодействие формирует помогающие отношения и позволяет эффективнее решать свои частные задачи, в конечном счете во имя общей цели - воспитания и образования конкретного ученика.

Мне очень нравится общаться с младшими школьниками: возраст благодарный, интерес к книге - живой. Начинает ребенок читать со сказок, разумеется. Вот я и провожу многие мероприятия с опорой на сказку (игра-беседа по книжке Валентина Катаева «Цветик-семицветик», литературно-познавательная экскурсия в Датское королевство к сказкам Ганса Христиана Андерсена). Каждая встреча с книгой непременно должна быть интересной и радостной. А чтобы эта встреча стала праздником и сюрпризом, включаю фантазию, насыщаю мероприятие всевозможными яркими, сочными игровыми и коррекционными заданиями, без которых невозможно развитие познавательного, умственного, коммуникативного, нравственного потенциала личности ребенка. Бывают, впрочем, и неудачи, и промахи, и некое разочарование. Но надо идти вперед.

Каждый библиотекарь имеет свой архив. Стихотворение, цитата, любая картинка - все пригодится, все в копилку библиотекаря.

В арсенале у любого библиотекаря много придумок, каких-то изюминок. Я в свое время подготовила литературно-познавательную экскурсию в Датское королевство (по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»). Мероприятие было приурочено к юбилейной дате - 200-летию со дня рождения писателя. Но выбор сказки «Снежная королева» был обусловлен еще одним соображением. Андерсена называют самым великим сказочником в мире. Видимо, есть в его сказках что-то особое, что никак не дает им состариться. Мне кажется, что это имеет глубокий философский смысл. Сам писатель полагал, что его сказки больше адресованы взрослым, нежели детям. Я для себя нашла в «Снежной королеве» много ассоциаций. Я представила, что ученик, переступивший порог нашей школы впервые, - это зачастую одинокий, незащищенный ребенок, надеющийся на понимание (как Кай). Льдинки в его сердце, которые мы должны растопить, - это пассивность, скука, безволие. Мы, взрослые, так же упорно, как Герда, ищем путь к сердцам наших учеников.

Железногорск, Красноярский край