Как Любава превратилась в Скарлет О’Хара

Мы привыкли к тому, что все периодически нуждается в обновлении. Заболели зубы - срочно вырвать и вживить новые. Выпали волосы - пересадить. Сломалась мебель - купить другую в кредит. Отчего же в духовной сфере все должно быть иначе? Может быть, старые нравственные представления тоже пора слегка «обновить», чтобы они выглядели современно, как во рту сияющие вставные зубы?

Русский богатырь в традиционном представлении - это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это идеальный образ защитника Отечества. И как «идеалу» ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: готовность к самопожертвованию, отказ от личной жизни, во имя блага своего народа и т.д. «Дни, месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алеша - все в степи да в чистом поле правили службу воинскую...» (Из переложений русских былин.) Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в «прежнюю» историческую эпоху, но наделяют их «современными» характерами. Таким образом «идеальный образ» разрушается, и на стыке двух несовместимых вещей возникает комический эффект. Богатырь становится «смешным».

Алеша Попович, например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса - символ мужской силы. Если в былинах Алеша Попович, как наименее сильный из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то «мультипликационный» как раз во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами, как говорится, сила есть... В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша «по простоте душевной» использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь, опять же «нечаянно», сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек. С такой же легкостью, с какой он наносит людям удары разной степени тяжести, Алеша и признает свои ошибки, мол, «хотел как лучше, а получилось...». Говорят, такая простота хуже воровства, но дело под конец фильма доходит и до воровства. Проникнув в лагерь врагов, Алеша под покровом ночи пытается увезти слиток золота и вдруг на полпути спохватывается: «Что же это я, как вор?!» - и принимается молотить сонных тугар, спасая свое богатырское реноме.

Так же сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня. Впечатляет лексикон «мультипликационного» богатыря: «Я понятно объясняю?», «Упал-отжался». Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не живет анахоретом на дальней заставе: у него красивая молодая жена, которая мужа без конца «пилит»: то ей скучно, то шубу подавай новую. Однако Добрыня не спешит поставить жену на место, а, наоборот, выполняет «любой каприз», недвусмысленно намекая на свою мужскую силу. Интересно, почему в таком случае у Добрыни нет детей? Кто у них на дальней заставе занимается проблемами планирования семьи, Баба Яга?

В мультфильме без конца подчеркивается грубая плотская душевная организация героев. Такие «богатыри» многим знакомы, только не по былинам, а по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни, и, надо сказать, не так уж редко. Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты. А с другой - образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, «ментами», «братками», которые удивительным образом похожи на «новых русских богатырей». Что же - время выдвигает новых героев...

Теперь несколько слов о героинях. В народных былинах о женщинах сказано крайне мало. В основном это верная подруга, которая готова вечно любить и ждать, то есть так же, как и богатырь, она готова к самопожертвованию. В мультфильмах женщины ведут себя не в пример активнее. Любава не хочет сидеть дома и ждать: она отправляется в поход вслед за своим женихом Алешей. Правда, вместе с нянькой, по типу Скарлет О’Хара. Забава, которую просватали за нелюбимого, начинает просчитывать, а может, «нелюбимый» не так уж и плох, коль у него денег-то много. Вообще тема денег, продажности, обмана занимает в мультфильмах одно из ключевых мест. Деньги любят все: и Баба Яга, и Змей Горыныч, и богатырский конь, и даже светлейший князь Владимир. Из-за своей алчности эти «герои» попадают в нелепейшие ситуации. Но быстро просят прощения - и их все прощают. Авторы словно призывают зрителя быть снисходительным к «маленьким человеческим слабостям», а вот к чему уж нужно относиться непримиримо - так это к физической немощи.

Основными объектами для шуток всякого рода в мультфильмах становятся старики и старухи: то им стрела вонзится в зад, то лошадь лягнет, то чем-нибудь увесистым их придавит, а то и их самих зачастую используют вместо орудий. А уж как лихо высмеяна старческая рассеянность и забывчивость на примере состарившегося богатыря Святогора, точно страшнее порока у человека и быть не может!

Также на посмешище выставлен и сам жанр народной былины: зазвучал былинный распев, появляется в кадре пергаментный свиток с «уставными» буквами, и вдруг - то автор не знает, какую букву в слове поставить, то выясняется, что былину вообще пишет... осел.

Над чем смеетесь?..

Все выглядит очень забавно. Мешаются кони и люди - все тонет в дружном хохоте, как в юмористической передаче, с единственным отличием, что в мультфильм не включишь закадровый хохот «поддержки». Впрочем, в этом нет и необходимости. Стоит посадить перед экраном малыша, и он безошибочно будет истерично хохотать там, где надо. Можете не сомневаться: урок исковерканной нравственности дети усвоят на «отлично». Они ведь не поймут, над чем смеются, а когда поймут, то уже поздно будет. Самое опасное в новых «богатырских» фильмах то, что они учат наших детей насмехаться над тем, что свято, утверждая простую истину, что ничего святого уже нет. Кстати, уже готовится и новый фильм из «богатырской трилогии». На этот раз об Илье Муромце, который, как известно, канонизирован православной церковью. Мощи этого святого покоятся в Киево-Печерской лавре.

Также к лику святых причислен и князь Владимир, крестивший Русь, сделавший много для укрепления древнерусского государства, которого при жизни народ величал Красно Солнышко. Но в мультфильмах он предстает перед нами в образе лукавого правителя, стремящегося к личному обогащению любой ценой, нарушая княжеское слово, выдавая родную племянницу замуж за богача против ее воли.

Правда, о князе Владимире недавно снят и отдельный мультфильм, о котором стоило бы сказать особо, не примешивая к «богатырским» хитам. Но, поскольку во всех трех фильмах мы имеем дело с материалом по истории Руси, было бы неправильно не отметить фильм, который во многом может служить образцом современной отечественной мультипликации. «Князь Владимир» в отличие от фильмов про богатырей снят на другой киностудии и в совершенно другой изобразительной стилистике, близкой к работам Фаворского, Билибина и др. «Князь Владимир» - фильм не комедийный, а по жанру скорее напоминает историческую драму. Да вот беда, почему-то история о князе заканчивается на том, что он только собирается ехать в Византию принимать крещение. Это все равно что Эйзенштейн закончил бы своего «Александра Невского» на том моменте, когда князь Александр только поднимает народ на бой: «Вставайте, люди русские!», - и конец фильма. Предполагалось, что «Князь Владимир» должен быть двухсерийным. Но когда выйдет на экраны вторая серия (и выйдет ли?) и не забудут ли к тому времени дети, о чем шла речь в первой части картины? В результате образ князя получится раздробленным, и воспитательный эффект, а наверное, во многом ради него, а не только ради коммерческой выгоды снимаются подобные фильмы, воспитательный эффект фильма будет невелик. Наверняка это понимают и авторы фильма, и выход на экраны только первой части «Князя Владимира» продиктован не чьим-то злым умыслом, а коммерческими соображениями - нет денег. И здесь, пожалуй, нужно упомянуть о том, что все новые мультипликационные проекты, о которых шла речь выше, создавались при поддержке Национального агентства по культуре и кинематографии, то есть с использованием государственных средств. По идее хорошо, что агентство поддерживает фильмы, создающиеся на национальном материале. Но вопрос-то в том, что история в этих фильмах преподносится совершенно по-разному. В одном - пытаются прославить русского князя, а в другом - над ним откровенно глумятся. Может быть, это и называется «толерантностью в свободном обществе»?

Сегодня и московские власти, и многие общественные силы активно протестуют против проведения парадов извращенцев. Безусловно, такое зрелище травмирует детскую психику. Но пока взрослые спорят, надо ли разрешать парады, дети уже почерпнули из их разговоров столько нового, что парад можно не проводить. Другое дело, что никто не протестует против «извращенцев» отечественной истории и культуры, которые снимают фильмы на совершенно другой, чуждой нашему менталитету, нравственной основе. Их мультфильмы идут на большом экране и по дешевке в массовом порядке приобретаются родителями на пиратских DVD: ведь не какие-нибудь ужастики, а фильмы о русских богатырях! А то, что богатыри и не богатыри вовсе, - так это на обложке не написано. К сожалению, кино сегодня, перефразируя известное выражение вождя мирового пролетариата, из всех видов искусств является самым доступным. Особенно в провинции, где книги стоят дорого, а до театров и музеев не доберешься. В этой ситуации псевдонациональные мультфильмы воздействуют на сознание огромного количества наших детей похлеще гей-парадов, превращая их в потенциальных зрителей разных юморин, которым судьба их страны совершенно безразлична.