Президент ассоциации Александр САЙБЕДИНОВ, директор Светленского лицея в Томской области, - альтруист. Иначе как тогда можно назвать его неиссякаемое желание построить демократическое общество с настоящими гражданскими институтами? Стоит заметить, что желание это постепенно претворяется в жизнь. В 2005 году он возглавил только что созданную ассоциацию «Лучшие школы России», которая объединила 89 образовательных учреждений из 19 регионов страны. Через полгода на совете директоров Александр Геннадьевич уже рассказывает про эпоху, в которой главной задачей школы станет воспитание настоящего гражданина.

Много было споров среди участников ассоциации: убирать или оставить слово «лучшие» в названии? Исаак КАЛИНА, директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ, раздоры прекратил: «Вначале, когда ко мне на прием пришел президент ассоциации, я тоже сомневался. Мне казалось, что называться лучшей - это как-то очень амбициозно, что это может оттолкнуть другие школы. А потом подумал: «Если школа не считает себя лучшей, а я очень надеюсь, что мало таких в нашей стране, которые не считают себя таковыми, то название выбрано соответствующее. И это хорошо, что сегодня у нас формируются первые эшелоны лучших школ и учителей».

Конечно, государству выгодно создание подобных общественных организаций. И в первую очередь потому, что такое сообщество может авторитетно выступать в роли экспертов и влиять на разработку стандартов общего образования, экспертизу учебников, обсуждать проекты нормативных документов.

Галина МЕРКУЛОВА, председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ, предложила создать лигу образования, в которую на правах равноправных партнеров войдут ассоциации «Лучшие школы» и «Учителя года».

Для такого серьезного мероприятия тут же нашлась крыша. Эдуард НИКИТИН, ректор Академии повышения квалификации работников образования, пошутил: «Если мы с вами сорганизуемся, то я готов крышевать идею, а как иначе, ведь вы теперь миллионеры». Легко увлечься разными политическими играми, но если серьезно, то истинную задачу ассоциации Никитин видит в том, чтобы воспитывать настоящих менеджеров школы.

Чем же конкретно будет заниматься ассоциация? На этот вопрос ответил Сергей САФРОНОВ, исполнительный директор Фонда поддержки российского учительства: «Благодаря ассоциации лучших школ мы можем решать не только общественно значимые задачи, но и давать возможность педагогическим коллективам зарабатывать. Вскоре у нас появится еще один конкурс - «Педагогический дебют». Пока мы открываем этот конкурс только для членов нашей ассоциации». В дальнейших планах ФПРУ - собрать всероссийский совет из редакторов школьных газет, лидеров школьного самоуправления, завучей, учителей по предметному и проблемному принципу.

Директора образовательных учреждений на своем совете не только обсуждали проблемы образования и искали пути дальнейшего становления, но и обучались менеджменту, финансам и праву.

«Лучшие школы России» - это не оппозиция власти, а объединение профессионалов, которые говорят на одном языке. Ассоциация возникла в такое время, когда у директоров образовательных учреждений не оказалось общего поля для общения. И при этом она не ограничивается рамками одноименного конкурса. Чтобы быть принятой в ассоциацию, школа должна заявить о себе. По уставу необходимо более двух третей голосов участников общего собрания ассоциации. Есть у общественной организации и региональные отделения, куда попасть гораздо легче.

Конечно, сегодня говорить о каких-то итогах не приходится. Пока у ассоциации появилась четкая структура. За плечами первый успешный опыт участия в национальном проекте «Образование», обсуждение вопросов содержания и развития современной школы. Зато планов и перспектив на ближайший XXI век хватит с лихвой.

Миссия ассоциации «Лучшие школы России»:

Становиться еще лучше, давать отличное образование и создавать великолепные условия для обучения.

Помогать другим школам становиться лучшими, делиться опытом, искать пути совершенствования всей образовательной системы.

Строить сильное, авторитетное образовательное сообщество - надежного партнера всех, кто заинтересован в развитии школы.

Институализировать школу, вернув ее в исконный культурный и общественно-политический контекст.

Сохранить единое образовательное пространство страны через общение и профессиональные контакты.

Сформировать новые традиции, профессионально-эстетический кодекс и создать образовательную моду.