Первая ступень - начальная школа - с первого по шестой класс. Здесь должна быть обязательная программа «Я знакомлюсь с окружающим миром», смысл которой в знакомстве маленького человечка с тем миром, который вокруг него, миром, который можно увидеть, потрогать, осязать. В начальной школе велика роль учителя, но тем не менее даже на этой первой ступени ребенок получает те знания, которые ему необходимы в дальнейшем, на примере учителя, который для него, безусловно, становится Богом, должен увидеть и понять все основные способы постижения, познания мира. Эти способы познания, или правильнее педагогические технологии - разворачиваются на второй ступени - седьмом-восьмом классе. Тут должна быть предложена своеобразная программа по выработке технологии приобретения и накопления знаний. Но не только технология важна, поскольку учить только технике неправильно. Должно идти накопление тех знаний, которые существуют. Предметная специфика сохраняется, как она есть в современной школе, но работает интеграция, прежде всего интеграция на уровне технологии получения знаний, потому что в данном случае некоторые предметы будут объединяться. Наконец, третья ступень - девятый-десятый классы, где будет развиваться тьюторство. (Я думаю, что в «Школе будущего» будет институт классных наставников, педагогов, освобожденных от ведения уроков, осуществляющих связь между школой, учителем, учеником и родителями.) Это слово стало очень модным, его понимают по-разному, я его понимаю как процесс руководства учеником при реализации программы «Я познаю мир». Эта программа в определенной мере рефлексия по отношению к начальной школе, она заключается в том, что ребенок должен в определенном объеме создать продукт (под продуктом можно подразумевать что угодно - результат проектной, творческой или иной работы), добыть определенные знания с помощью той техники, которую он освоил на предыдущей ступени. Самое главное, чтобы на третьей ступени не было профильности. Я предлагаю отказаться от этого понятия потому, что рановато ребенку самому определять, что ему нравится, скажем, математика, или он будет обращать внимание на литературу. Ребенок должен проявить себя в разных науках - в литературе, математике, биологии, географии, поработать над проектами, создать свои оригинальные продукты. Эти продукты должны быть созданы во всех областях жизнедеятельности человека. Все те области жизнедеятельности, с которыми ученик познакомился в начальной школе, должны быть представлены им в конце обучения. Только после того, как школа будет окончена, он сможет выбирать дальнейшую деятельность, ведь прежде чем выбирать, нужно попробовать себя абсолютно во всем, а не так, как это происходит сейчас, когда ребенок почему-то вдруг выбирает из сферы естественных наук то или иное направление или на пороге школы не знает, что выбрать.