Мировой институт государственных наград начал формироваться в средние века. Вначале знаки отличия жаловали членам царствовавшего дома и самым близким к нему лицам. По мере формирования общественных сил, оказывающих влияние на политическую ситуацию в стране, их стали вручать за служение, выполнение долга. С этого момента и возникают регулярные государственные наградные системы.

Со временем знаки отличия разделили по значимости и категориям. Главенствующее место заняли ордена, жалуемые за особые заслуги перед государством. Для них установлены статуты - узаконенные своды правил, регламентирующие общий вид наград, их степени, порядок награждения и правила ношения, а также права и обязанности награжденного. В соответствии с ними орденские знаки ряда государств разделены на степени или ступени, классы, разряды, отражающие меру заслуг и ранг носителя.

Второй по значимости вид знаков отличия - медаль. Прообраз ее - греческие и римские монеты, определившие форму, как правило, круглую, и барельефное изображение на одной или обеих сторонах надписи-девиза.

Медали - своеобразная летопись эпохи. Этот серийный долговечный знак позволяет на века запечатлевать вехи времени, облик видных государственных деятелей, представителей науки и искусства. Если орден предполагал какое-либо личное деяние или многолетнюю государственную выслугу, то медаль вручали и за участие в общезначимом событии или в память о нем. Статус ее был ниже орденского, а круг награждаемых - намного шире. Со временем в обиход вошел обычай массового награждения всех участников больших походов, крупных военных кампаний специально отчеканенными медалями.

Ордена и медали, как правило, являются произведениями ювелирного искусства, выражающими посредством символов определенную идею.

Хотя знаки отличия Запада и Востока развивались достаточно независимо, они оказывали влияние друг на друга. Основные художественные приемы, стилистика, способы ношения наград практически совпадали. Основное различие - в символике. Восточная знаковая традиция верна многолучевой звезде и полумесяцу. Западная варьировала тему креста, со временем взяла «на вооружение» и звезду, и восточную роскошь в отделке.

Сегодня и звезда, и полумесяц и крест воспринимаются как знаки единства и общей судьбы, как символы мира, безусловно, принимающие и благословляющие вселенский порядок.

Казалось бы, классические каноны медальерного и орденского искусства достаточно строго предписывают лаконизм и филигранную точность исполнения, но они не ограничивают художественную фантазию, выбор изобразительных средств и технических приемов. Это позволяет отнести многие работы этого жанра к выдающимся произведениям искусства.

Афганская наградная система никогда не была предметом специального изучения, интересна в историческом и художественном плане как своеобразное отражение сложной и бурной истории Афганистана. Она неотделима от символики ислама, который охватил все стороны общественной и личной жизни населения Афганистана, установил нормы права и морали, основанные на Коране - священной книге мусульман и хадисах - свидетельствах о поступках и высказываниях основателя и пророка ислама Мухаммада.

Историю наградной системы Афганистана условно можно разбить на ряд периодов.

Первый из них связан с пожалованиями - системой поощрений в мусульманском мире особо приближенных к правителю и отличившихся. Им жаловали земли, деньги, шитую золотом и драгоценными камнями одежду, коней в богатой сбруе, оружие, украшения - кольца, перстни, золотые шейные цепи и т.п.

В период шаха Шуджа (1839 - 1842 гг., был правителем Афганистана в 1803 - 1809 и 1839 - 1842 гг.) появились первые афганские награды, учрежденные по европейскому образцу - орден Дурранийской империи (им награждали в основном английских генералов и офицеров, которые помогли шаху Шуджа захватить власть) и медаль Гузни. Учредивший ее шах Шуджа наградить этой медалью никого не смог, так как в результате восстания вместе с английскими войсками был вынужден бежать из страны. Отличившихся при взятии крепости Газни награждали в соответствии с указами английского командования.

В период Абдул-Рахман-хана (1880 - 1901 гг.), талантливого правителя, политика и военачальника, добившегося сравнительно независимого положения страны и продолжившего политику отца эмира Хабибуллы (1901 - 1919 гг.), возникновение наград связано с укреплением афганскими эмирами структуры государственного управления и власти, созданием регулярной армии. В то время учреждены высшие афганские ордена - Солнца и Вождя. Есть изображения еще одного ордена, названного в английской прессе Звездой Абдул-Рахман-хана, но не удалось установить, был ли он отдельным знаком или же ранней формой ордена Солнца.

В то время учреждено и несколько медалей в честь знаменательных событий - обращения народности хазар в ислам, подписания договоров о границах Афганистана с Россией, Великобританией и др.

Собственно, наградной системы тогда не было - отсутствовали статуты орденов, правила награждения и ношения наград.

Период шаха Аманулла-хана (1919 - 1929 гг.) связан с завоеванием политической независимости Афганистана и реформами, ориентированными на трансформацию всей политико-экономической и социальной структуры страны. Убежденный в том, что консолидация разрозненной племенной структуры в единое централизованное унитарное государство, его успешное политическое развитие возможно юридическими средствами, шах Аманулла-хан инициировал принятие первой в истории Афганистана конституции, уголовного кодекса и ряда законов, что способствовало повышению авторитета шаха и престижа страны.

В 1919 г. он учредил государственные награды и ввел их статуты, определив критерии награждений, старшинство орденов и медалей т.д. Наряду с новыми орденами - Независимости, Звезды, Верности, Великого Хана и «За храбрость» - были сохранены, хотя и с измененным внешним видом, ордена Солнца и Вождя. Учрежден также и ряд медалей (Верность, Смелость, Честность, Почет, Отвага, Заслуги), не связанных с конкретными событиями. В соответствии со статутами награждали ими за гражданские и военные заслуги.

После Первой мировой войны и обретения Афганистаном независимости шах Аманулла-хан рассматривался многими как новый лидер мусульман всего мира. Стараясь подчеркнуть свои претензии на лидерство, он учредил новые ордена и медали с гербом, напоминающим герб Османской империи. В 1923 г. он отошел от идеи лидерства и в законе о наградах Афганистана утвердил новый герб Афганистана.

Отличительная особенность наград того периода - отсутствие золота. Его, согласно учению одного из соратников пророка Мухаммеда, не должны носить мужчины, так как оно является «ядом для души». Женщинам это не запрещено, потому что они, в отличие от мужчин, защищены «слоем жира, поглощающим действие яда». При строго религиозных правителях шаха Аманулла-хана и Надер-шаха придерживались такого правила. С приходом более умеренного в религиозном плане Захер-шаха этот аспект перестали учитывать.

Впервые в истории страны была учреждена и медаль для депутатов Лойя Джирга. Она стала не только «депутатским значком», но и была внесена в список официальных наград. Впоследствии все медали для депутатов Лойя Джирги сохранили этот статус.

Во время правления Хабибуллы II (Бача-и-Сакао) старые награды были отменены, а новые не учреждены.

После прихода к власти короля Надер-шаха (1883 - 1933 гг.) наградная система, созданная при эмире Аманулла-хане, была почти полностью восстановлена. В наградную систему добавлен орден «За подавление восстания узурпатора».

Первые годы правления Захер-шаха (родился в 1914 г.), при участии которого Афганистан вступил на путь современного развития, также не принесли существенных изменений в наградную систему. Был изменен герб Афганистана.

В тот период учреждены несколько новых медалей связанных с важными событиями в жизни Афганистана - подавлением восстаний в провинциях Кунар и Пактия, годовщиной восстановления независимости и др. Некоторые медали получили новые степени.

Период 1960 - 1973 гг. связан с Указом короля Афганистана Захер-шаха о государственных наградах (9 сентября 1960 г.), который упорядочил наградную систему. В нем подробно описаны награды, порядок представления к ним, награждения и ношения. Впервые афганские награды были официально разделены на военные и гражданские, введена категория «несвязанных» наград, которыми награждал только король вне связи с какими-то определенными заслугами.

Захер-шах учредил новые ордена (Родина, Отчизна, Меча, Просвещения и Успеха), а также медали (Верность, Культура, Посев, Успех, Отчизна, Санитария, Образование и Промышленность).

В результате изменений наградной системы Афганистана в ней осталось 7 орденов и 15 медалей. Позже к ним добавили медали «За заслуги в выполнении пятилетних планов», «Победителям Бускаши» и в честь знаменательных событий (50- и 55-летия короля, визита иранского шаха в Афганистан и.т.д.).

В период Дауда (1973 - 1978 гг.) после провозглашения Афганистана республикой королевские награды не были ни запрещены, ни отменены. Носить их разрешали, однако новые награждения этими наградами не производили. Были учреждены две медали - «Первая годовщина демократической революции» и медаль для депутатов Лойя Джирга.

В период Тараки - Амина в 1979 г. в Советском Союзе изготовили новые награды для Афганистана - ордена «Саурской революции» и «За храбрость», медали «За отличие в охране общественного порядка», «За хорошую охрану границ» и «За отличную воинскую службу». Отличительная черта наград того периода - герб Афганистана с надписью «Хальк» в центре.

В период Кармаля (1980 - 1986 гг.) создана новая наградная система, частично копирующая советскую. Все старые награды отменили. 31 декабря 1980 г. опубликованы нормативно-правовые акты, регламентирующие новую наградную систему: Закон «Об орденах ДРА», указы Президиума Революционного Совета ДРА об учреждении орденов «Саурской революции», «Красное Знамя», «Дружба народов», «Звезда» I, II и III степени, медалей «За отличную воинскую службу», «За хорошую охрану границы», «За хорошую службу», «За отвагу».

В 1981 г. учреждена высшая награда ДРА - орден «Солнце Свободы», а в 1982 г. - орден Славы, медали «Верность» и «Самоотверженность». В 1985 г. опубликован Указ Президиума Революционного Совета ДРА об учреждении ордена «За храбрость».

Президиум Революционного Совета ДРА учредил также высшую степень отличия за личные заслуги перед государством - звание Героя Демократической Республики Афганистан и медаль «Золотая Звезда». Вместе с ней Герою ДРА вручали орден «Саурской революции», грамоту Президиума Революционного Совета ДРА и денежную премию - 15 тысяч афгани. Позже вместо ордена «Саурской революции» вручали орден «Солнце свободы».

В период Наджибуллы (1986 - 1992 гг.) принятие 30 ноября 1987 г. новой редакции конституции повлекло изменение названия страны (Республика Афганистан), государственной символики и вида некоторых наград. В 1988 - 1990 г. учреждены награды, связанные с рядом исторических личностей, внесших вклад в установление государственности и просвещения. Это ордена Махмуд Тарзи, Гази Амир Аманулла-хана, Мирвайс Неека, Сейед Джаммалуддина Афгани и Ахмад шах Баба, медали Гази Муххамад Аюб Хана, Гази Мир Бача Хана, Малалай, героиня Майванда, Мулы Мушке-Алем Андара, Гази Амир Мазджидиди Хана. В тот же период учреждены медали «От благодарного афганского народа», «5 лет ВАД», «70 лет восстановления независимости Афганистана», «10 лет Саурской революции», «Победа» и медали за выслугу - 5, 10, 15 и 20 лет в вооруженных силах ДРА, а также медаль «Ветеран вооруженных сил ДРА».

Информация о наградах времен правительства моджахедов и Талибан отсутствует. После свержения режима талибов в Афганистане вновь стали вручать правительственные награды. За неимением новых воспользовались некоторыми наградами периода Наджибуллы, внешний вид которых нейтрален.

В 2005 г. учреждены новые награды - орден Ахмад Шах Масуда, медали «Бойцам сопротивления» и «Почетный учитель».

Абдулла АНДАР, Александр КОНДРАТЮК, Александр КУНСТМАНН