Цели урока:

1. Дать представление о негативной сущности процесса коллективизации.

2. Познакомить учеников с государственными процедурами и ненасильственными методами, которые позволяют изменить несправедливые законы и политику государства.

3. Способствовать развитию критического мышления, базовых навыков гражданского участия.

4. Способствовать формированию ответственного отношения к политике государства и правовой системе.

Компоненты темы

1. Знания:

перечислить государственные процедуры и ненасильственные методы, которые позволяют изменить несправедливый закон или политику государства;

объяснить термин «политика».

2. Умения, навыки:

анализировать законы и политику государства;

планировать коллективные действия.

3. Правовые понятия:

политика.

4. Законы, нормы, права человека:

(«Письмо Оргбюро ЦК РКП» от 24 января 1919 г. Я.Свердлов) - массовый террор против богатых казаков, которые были истреблены поголовно);

значение закона 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий»;

право на защиту прав всеми законными способами (Конституция РФ);

право на судебную защиту, право на обращение за международной защитой прав (Конституция РФ).

5. Дискуссионный вопрос:

Надо ли выполнять закон, если он противоречит твоему пониманию нравственности и права?

6. Конфликт ценностей:

закон и право;

цели и средства.

Слово учителя

30-е годы XX века в СССР заставляют нас задуматься о действиях власти в отношении человека, его прав и свобод. Мы хотим жить в условиях демократической правовой системы. Необходимо дать ясный ответ на вопросы: допустим ли террор в государственной политике; каковы реальные шансы России стать государством правовым, демократическим?

Ответы надо искать в прошлом нашей страны и ее судебно-правовой системе. Постановления, приказы, кодексы составляли нормативно-правовую базу государства.

Сегодня мы с вами попытаемся проанализировать часть таких документов и посмотреть, как они отразились на жизни человека, семей нашей страны. А также обсудить, какие методы защиты могут использовать человек, семья, народ, когда законы несправедливы.

Историческая справка

Люда: Рыночные отношения в деревне все больше свертывались, административные рычаги использовались только для изъятия продуктов, а не их производства. В этих условиях в конце 1929 - начале 1930 г. берется курс на сплошную коллективизацию, сопровождавшуюся чрезвычайными мерами, расширением полномочий ОГПУ (его областным звеньям было дано право внесудебного рассмотрения дел, на него и возлагалась организация выселения кулаков).

Люба: Кого считали кулаками в конце 20-х годов? Официально в число кулацких хозяйств было занесено лишь 3,9% от общего числа крестьянских дворов, а их для выполнения плана явно не хватало.

Алена: Наш край был тем местом, куда во время коллективизации и раскулачивания прибыли из Украины, Дона, Белоруссии, Казахстана. Эшелоны товарных вагонов с переселенцами двигались на север, на Соловки. Условия были ужасные, а потому вспыхивали эпидемии. Так, станция Сухона стала прибежищем многих переселенцев. Доказательством служит телеграмма, которую мы получили в архиве. Люди, имея с собой только личные вещи, расселялись в бараках и землянках на окраинах города.

Учащиеся были разделены на 4 группы и провели исследовательскую работу по истории нашего города.

Сегодня вы будете представлять собой правозащитную организацию, которая обеспокоена принятием несправедливых законов, и высказывать свою позицию по вопросу «Моя семья вне закона».

Вопросы для работы с документами.

1. Объясните, кто стал жертвами политических репрессий и по чьей вине?

2. Какие наиболее распространенные обвинения выдвигала советская власть, проводя массовые репрессии?

Документ №1

Наиболее оперативно органы ОГПУ выполняли директивы в отношении кулаков первой категории. Согласно ведомственной статистике в 1930 г. по делам, возбужденным ОГПУ, было арестовано более 330 тысяч и осуждено 208 тысяч человек, из них «тройками» - почти 180 тысяч. 114 тысяч из числа осужденных попали в лагеря, а свыше 20 тысяч были расстреляны, примерно такое же количество осужденных и расстрелянных числилось за ВЧК - ОГПУ за все предыдущие девять лет - с 1921 по 1929 г. «Значительную часть арестованных ОГПУ в 1930 г. составляли жертвы «операции по кулачеству» - с 1 января по 1 октября 1930 г. По первой категории было арестовано более 283 тыс. кулаков. Все это означало, что первоначальные планы по «первой категории» на практике были перевыполнены в несколько раз. Иначе обстояло дело с кулаками второй категории. С первых шагов операции стало ясно, что для выселения сотен тысяч людей отсутствуют элементарные ресурсы. Однако от депортации никто не собирался отказываться. Многие десятки железнодорожных эшелонов, до предела забитых крестьянскими семьями, потянулись на Урал, на Север, в Сибирь. Эти многодневные перевозки были страшным испытанием. От железнодорожных станций измученные люди добирались многие километры нередко пешком. Раскулаченных размещали в не приспособленных для жизни бараках, церквях. Мужчин, как правило, отделяли от семей и увозили на различные работы. Женщины, дети и старики оставались без средств к существованию. Ужасные условия содержания, голод, тяжелый труд вызывали массовую смертность, особенно среди детей. О судьбах первых спецпереселенцев свидетельствовали их многочисленные жалобы и призывы о помощи. Архивные фонды буквально всех партийно-государственных учреждений переполнены подобными документами. По данным ОГПУ, в 1930 г. в спецссылку было направлено 113013 семей, или 551330 человек, то есть вполовину меньше того количества, что предусматривали директивы Политбюро. Одной из главных причин этого «недовыполнения» явилось катастрофическое положение сосланных: голод, массовая смертность, побеги.

Дело №1

Меня зовут Прохорова Евдокия Семеновна. Мои мама и папа попали под раскулачивание, когда я была еще совсем маленькой. Но мне рассказали об этом мои старшие братья и сестры.

Раньше семьи были большие, нас было шестеро у родителей, два брата и четыре сестры, мама с папой работали. Мы ни в чем не нуждались. Каждый вечер мы собирались всей семьей на кухне, разговаривали, ужинали и иногда играли. Однажды вечером без стука к нам заходят четыре или пять взрослых здоровых мужчин и говорят: «Чтобы через 24 часа вас здесь не было! Без разговоров!» Папа сразу стал спрашивать: «Кто вы? Что случилось? За что и почему?» Но нам ничего никто не стал объяснять. На следующий день к нам опять пришли и вышвырнули нас вместе с вещами на улицу. Была зима. Отцу сказали: «Моли Бога, что вещи отдали. Хорошо, что у тебя дети маленькие». Нам среди зимы было холодно, голодно, не к кому было идти. Один вечер переночевали в сарае вместе с коровой и курами. На утро нас посадили в поезд и увезли из деревни. Из нашего дома сделали «избу-читальню», где каждый вечер собирались мужики, чтобы выпить, покурить, подраться, а детей оставили на улице. А еще через неделю нас опять посадили на поезд, холодный, темный, вместе с другими семьями и повезли. Нас вместе с мамой высадили на станции Сухона, а отца вместе со старшим братом повезли дальше. Без документов, без денег, без одежды нас высадили, и наша судьба больше никого не интересовала.

Дело №2

Мои бабушка и дедушка жили в Белгородской области, селе Хлевище. Жили они в кирпичном доме вместе со своими родителями, братьями и сестрами. Семья была большая, очень трудолюбивая. Хозяйство вели исправно, посторонних людей на работу не нанимали, справлялись сами. Дед, Тимофей Семенович, участник Гражданской войны, сражался на стороне красных. В селе постоянно менялась власть: то белые, то красные приходили, то еще кто-то.

В конце 20-х годов семья попала в списки под раскулачивание. Всех родственников выслали в Вологодскую область, с поезда высаживали на станциях в разных местах, разлучая семьи. Моих деда и бабушку высадили на станции Сухона, остальных увезли дальше, на север. С собой им разрешили взять только папиного младшего брата и личные вещи, а папу оставили в селе. Папе было 9 лет, и он вынужден был вести бродячий образ жизни, так как дом и все хозяйство отняли. Спасло от голода то, что он умел играть на гармошке, так он зарабатывал себе на жизнь. Через полгода папу привезли к родителям.

Дело №3

Мой дедушка, Орехов Петр Захарович, и бабушка, Орехова Прасковья Степановна, жили в деревне Алешня Ахтырского района (теперь это Сумская область, Украина). У них было четверо детей своих, и еще они воспитывали двух братьев дедушки - Ивана и Павла.

Прадед Захар имел мельницу и маслобойку. В 1930 году их раскулачили и выслали в Архангельскую область. Была зима. Взять с собой можно было только самое необходимое, да и что погрузишь на подводу. Бабушке кто-то подсказал, чтобы они зарезали свиней и взяли с собой.

Прадед Захар добился вольного поселения, и семья переехала в деревню Борисково Сокольского района. А уже позднее в город Сокол.

Дело №4

Прадед и его семья родом из Белоруссии, Минская область, Холопиченский район, д.Дудинка. События 20-30-х годов, как лезвием бритвы, грубо и больно разрезали судьбы моих родственников. Они стали жертвами политики раскулачивания и высылки из своих родных мест на север страны. А за что? За то, что имели дом и большой фруктовый сад и что три сына, женившись, остались жить с родителями и вести общее хозяйство?

Зимой в течение суток всех погрузили на подводы и вывезли на станцию. Домашняя скотина, предчувствуя расставание, долго шла следом за санями. Эшелон товарных вагонов ехал на север, увозя большую семью прадеда Адама, взять с собой ничего не разрешили. Бытовые условия были ужасные, а потом начались эпидемии, и сыновья с женами и детьми были высажены на станции Сухона, а прадед Адам с женой и остальными родственниками были отправлены на Соловки. Сыновьям и их семьям еще «повезло», так как от станции Сухона идти было недалеко и их разместили на берегу реки Лещевки, где они поставили полуземлянку-мазанку, и все поселились в ней. Они были людьми очень трудолюбивыми и, несмотря на все трудности и унижения, в дальнейшем сумели построить себе дома.

Судьба прадеда Адама была трагичной. Он не смог пережить такие унижения и свое сопротивление властям выразил побегом с Соловков. Пешком, вдоль железнодорожного полотна, обходя станции, он вернулся в Белоруссию и спустя некоторое время умер на своей родной земле.

Слово учителя

В 1991 году принят Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».

Объясните важнейшие причины появления в 1991 году этого закона?

Согласны ли вы с преамбулой закона, где говорится об «осуждении многолетнего террора и массовых преследований»?

Что следует понимать под «реальными гарантиями обеспечения законности и прав человека»? Кем они должны обеспечиваться?

Какие права и свободы ст.Конституции РФ гарантируют гражданам нашей страны (обращаемся к ст.45, 46).

Выступление групп

Какие методы защиты могут использовать человек, семья, народ, когда законы несправедливы?

Работаем с учебником «Живое право», стр. 122, 134-137, «Принципы движения ненасилия».

Какова ваша позиция по поводу мнения: «Обращаться в Европейский суд против своей страны непатриотично?»

Дискуссия по данному вопросу.

Подведение итогов:

Какие формы и методы вы можете использовать для защиты своих прав в жизни?

Свои размышления группы оформляют в виде плаката и размещают на доске.

Вологодская область