Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть.

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Оборудование: 2 стенда; 4 чайных сервиза; 4 самовара; 3 штатива; колбы; спиртовка; демонстрационный стол; костюмы; картины; карточки-инструкции.

Ход урока

I. Актуализация.

Звучит лирическая музыка (на мотив песни «Позови меня с собой»).

Ученица: «Позови меня с собой,

Маленькая капля наша.

Я отправлюсь за тобой

И слегка тебя подкрашу».

Учитель: ООН объявила ключевую тему для 2004-2009 годов - «Защита вод Мирового океана». Наше мероприятие посвящено Международному дню Земли, который отмечается 22 апреля.

II. Индукция (мотивация).

а) Объявление темы и целей урока.

б) Знакомство с участниками занятия.

Класс разбивается на 3 группы:

1) экологи [географы, спасатели (голубой, зеленый патруль), фитотерапевты];

2) биологи;

3) химики - лаборанты - исследователи.

Каждая группа получает карточки-инструкции плана проведения занятия.

Учитель: Готовясь к сегодняшнему занятию, группа экологов взяла несколько проб воды.

Экологи показывают колбы и дают характеристику воды.

1) Питьевая вода (холодная).

а) Цвет. Зимой: 16-18 градусов цветности после очистки, 37-40 градусов - до очистки. Летом: 60 градусов до очистки, до 20 градусов после очистки. В паводок до очистки - 180 градусов, после очистки - 30 градусов.

б) Запах: 1 балл (лето, зима), в паводок - 3 балла.

в) Вкус: 1 балл (лето, зима), в паводок - 3 балла.

Цветность воды измеряется в градусах платино-кобальтовой шкалы, для питьевой воды она не должна превышать 20 градусов.

По ГОСТу 3351-74 различают четыре основных вкуса воды: соленый, горький, сладкий и кислый. Соленый вкус обусловлен присутствием хлорида натрия, горький - сульфата магния, кислый - избытком растворенной углекислоты.

К запахам естественного происхождения относятся: землистый, рыбный, гнилостный, сероводородный, болотный. К запахам искусственного происхождения можно отнести: хлорный, аптечный, фенольный, запах нефтепродуктов.

С помощью каких химических веществ достигается норма?

Обесцвечивание воды, т.е. удаление окрашенных каллоидных частиц примеси, происходит в процессе коагулирования. В качестве коагулянта используется сернокислый алюминий Al(SO) nHO и железный купорос FeSO 7HO, а также алюминат натрия NaAlO, при коагулировании которым pH воды практически не изменяется.

Скорость осаждения хлопьев гидроксида железа в 1,5 раза больше скорости осаждения хлопьев гидроксида алюминия. Однако процесс происходит быстро только при pH воды больше 8. Это вызывает необходимость подщелачивать воду, т.е. добавлять известь или соду. Наряду с железным купоросом в качестве коагулянта иногда применяют хлорное железо (FeCl), хорошо растворяющееся в воде и образующее быстро оседающие хлопья гидроксида железа (III). Обработка воды минеральными коагулянтами не всегда дает должный эффект. Поэтому после коагулянтов добавляют флокулянты, которые активизируют процесс коагуляции. В качестве флокулянтов используется активированная кислота или полиакриламид.

2) Вода в батареях (горячая).

После процесса хлорирования на водоочистных сооружениях вода поступает в котельную, где в паровых котлах нагревается до нужной температуры и циркулирует по трубам для обогрева жилых помещений. Ее нельзя пить. Цветность этой воды в данный момент 27-30 градусов.

3) Вода в кране (горячая).

Вода из водохранилища «Сытыкан», поступающая на водоочистные сооружения, имеет цветность примерно 40 градусов. За счет процесса хлорирования цветность воды снижается до 27-30 градусов. После процесса коагулирования она частично смешивается с водой, имеющей цветность менее 10 градусов. Смешанная вода, имеющая цветность примерно 16-19 градусов, поступает в котельную, где подогревается в водогрейных котлах и распределяется по трубам в дома.

4) Талый снег.

Во время обильного таяния снега он поступает с ручьями в водохранилище «Сытыкан», смешивается с водой водохранилища и используется для хозяйственных целей.

5) Вода в реке. Химическая очистка.

Воду забирают из водохранилища, перекачивают с помощью насосов на водоочистные сооружения. Основные способы улучшения качества воды для хозяйственно-питьевых целей - обесцвечивание, обеззараживание. О том, как происходит обесцвечивание, мы говорили, когда показывали колбу с питьевой водой.

А обеззараживают воду для уничтожения содержащихся в ней патогенных бактерий и вирусов. Частично это происходит при коагулировании примесей, но более эффективно действуют окислители, которые добавляют в воду после фильтрования. На водоочистных сооружениях города Удачного используется хлор, который в баллонах привозят из Ленска.

Экологи объясняют, что исследование воды было проведено совместно с биологами и химиками.

Выводы о значении воды в природе

Биологи: о значении воды в жизни человека.

Химики: о значении воды и водных растворов.

Примером такого раствора является чай.

Ученица: Одна из старинных легенд гласит: «Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листья вечнозеленого кустарника, растущего в горах, как они начинают легко взбираться на горные кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу растения. Они высушили листья, заварили в кипятке и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил».

Это легенда, а может быть, и нет. Известно, что чай действительно появился в Китае. В древних письменных источниках он упоминается за 2,5 тысячи лет до н.э. Чай ценился очень высоко. Императоры дарили его своим подданным за особые услуги. Позднее чайные листья спрессовывали в лепешки, служившие деньгами, а население платило особые налоги - чаевые.

Значительно позже чай попал в другие страны Азии и Европы. В 1638 году русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов с богатыми дарами к монгольскому Алтан-хану. Тот встретил их с почестями и за званым обедом поил терпким горьковатым напитком, называемым чаем. Провожая русских посланников, хан вручил им 200 пакетов с надписью «бах-ча». Послы попытались деликатно отказаться от этой груды, но хан настоял на своем.

Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали и пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал отвар на больном придворном, который подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных.

А потом чай настолько пришелся по вкусу, что его пристрастились пить в царских хоромах и богатых домах каждый день. Для крестьян чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Свидетельство тому - шуточная песня, сочиненная в середине XIX века:

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я от роду не знаю,

Как проклятый чай сварить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил перцу, луку

Да петрушки корешок.

Розлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудив его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел,

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить,

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить!

Из предметов, выставленных на демонстрационном столе, представитель каждой группы выбирает те, которые необходимы для заварки чая, обосновывая свой выбор (заварку, чайник, стакан воды).

Группа ОБЖ проводит инструктаж по технике безопасности: обращение с кипятком и электронагревательными приборами (раздаются инструктивные карточки).

Фитотерапевты рассказывают о видах и значении чая.

Учитель: Пока заваривается чай, вспомним пословицы, поговорки, стихи о нем.

Например: Чай горячий, ароматный

И на вкус такой приятный

Он недуги исцеляет,

Он усталость прогоняет,

Силы свежие дарит,

Всем за стол присесть велит!

Пословицы:

«Если чай не пьешь, где силы берешь?»;

«Чай пьют все, умеют пить немногие»;

«Чай пить - приятно жить»;

«За пирогом и чаем и мы не подкачаем»;

«Выпей чайку - позабудешь тоску»;

«Чай пьешь - орлом летаешь, водку пьешь - свиньей лежишь»;

«С чая лиха не бывает»;

«Пей чай - не вдавайся в печаль»;

«Вчерашний чай хуже ядовитой змеи»;

«Устал - пей чай, жарко - пей чай, хочешь согреться - пей чай».

Ученики высказывают свои соображения, почему чай так популярен и что отличает его от других напитков.

Химики демонстрируют опыт. «Выделение кофеина из чая» (работают по инструктивной карте).

Инструктивная карта к лабораторному опыту «Выделение кофеина из чая».

1. Насыпьте в фарфоровую чашку 1 чайную ложку чая, добавьте 0,5 чайной ложки оксида магния.

2. Поставьте чашку на кольцо штатива, накройте чашкой Петри.

3. Зажгите спиртовку, нагревайте фарфоровую чашку в верхней части пламени 1-2 мин.

4. Снимите чашку Петри. Рассмотрите мельчайшие кристаллы кофеина через лупу.

5. Капните 1 каплю концентрированной азотной кислоты на кофеин. Он окрасится в оранжевый цвет.

Вывод: Принято считать, что чем темнее заваренный чай, тем он крепче. На самом деле о качестве напитка судят не по цвету. Качественный чай, завариваясь, пенится, а когда немного остывает, на его поверхности появляются белесые разводы, так называемые сливки. Это значит, что в чае содержится много бодрящих веществ - катехинов и кофеина.

Чаепитие.

III. Рефлексия (вопросы раздаются учащимся по группам):

1) Что интересного и ценного вы узнали во время занятия?

2) Какие сведения о растворах запомнились?

3) Какой эмоциональный заряд вы получили на уроке?

4. Заключение: частушки о чае.

Чай грузинский, чай индийский,

Чай цейлонский - все для вас.

Угощайтесь, гости наши,

Станет жарко вам сейчас.

Фиточай - совсем как сказка -

От болезней вас спасет,

Настроение поднимет

И здоровье вам вернет!

Чай горячий, чай со льдом

Утоляет жажду.

Кока-кола, пепси, спрайт -

Откажитесь сразу!

От простуды и болезней

Чай поможет точно,

С майским медом и лимоном

Принимайте срочно.

Мы пропели вам частушки

И хотим вам пожелать:

В чае - слабость, в чае - сила.

Кто не знал, тот будет знать!

Анна ШЕЛЕСТОВА, руководитель творческой группы «Здоровье», СШ №20, Удачный, Республика Саха (Якутия)