Он стал развернутым смотром потенциала России в самых высокотехнологичных, перспективных областях современной наукоемкой промышленности, способствовал укреплению связей с партнерами в дальнем и ближнем зарубежье, послужил импульсом к развитию передовых, связанных с авиационно-космической сферой отраслей экономики нашей страны.

Масштабный авиакосмический форум МАКС-2003 стал новой страницей в истории авиационных смотров и праздников в России. Наверное, не все наши читатели знают, что этой крылатой традиции в нашей стране уже без малого век. Поэтому вспомним, что начало истории авиационных смотров и праздников у нас было положено в 1911 г., когда в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге состоялась первая Международная воздухоплавательная выставка. На ней были представлены достижения авиации России и других стран начала прошлого века.

С начала 30-х гг. XX века, когда государство стало уделять особое внимание развитию авиации и авиапромышленности, укоренилась традиция проведения воздушных парадов. В советский период наша авиация, а затем и отечественная космонавтика заняли одно из ведущих мест в мире. Это стало возможным благодаря созданию замечательных летательных аппаратов, первого пассажирского реактивного самолета Ту-104, запуску первого искусственного спутника Земли и первому полету человека в космос. Статус великой авиационной державы наша Отчизна подтвердила разработкой самых современных машин марок МиГ и Су, великолепные летные характеристики которых неоднократно восхищали специалистов многих стран на международных авиационных выставках в Ле-Бурже, Фарнборо, Дубаи. К их числу теперь присоединился и МАКС.

Подмосковный город Жуковский - наиболее подходящее место для проведения российского авиасалона мирового уровня. На его территории расположены многие научно-исследовательские центры, опытно-констукторские бюро и предприятия, среди которых: Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Жуковского (ЦАГИ), Летно-исследовательский институт имени Громова (ЛИИ), где проводятся испытания новейшей авиатехники, Экспериментальный машиностроительный завод имени Мясищева (ЭМЗ), Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП) и Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (НИИ АО). Именно в Жуковском расположена самая большая в Европе взлетно-посадочная полоса.

Нынешний авиационно-космический салон в Жуковском - шестой по счету. Официально МАКС ведет свою историю с 1992 г. Тогда состоялась первая в России Международная авиационно-космическая выставка «Мосаэрошоу-92», которую посетили около 300 тысяч человек. За короткий срок на территории аэродрома Летно-исследовательского института имени Громова (ЛИИ) в Жуковском были созданы выставочный комплекс и его инфраструктура. Последующие салоны в 1993 и 1995 гг. подтвердили правильность выбранной стратегии развития.

В соответствии с указанием Президента России аэродром Летно-исследовательского института имени Громова стал постоянным местом проведения МАКСа. Объединение всех экспозиций на одной территории позволило существенно улучшить обслуживание участников Международного авиакосмического салона.

В 1997 г. МАКС получил от Президента России статус национальной программы. В ходе подготовки к нему были проведены широкомасштабные работы по расширению и совершенствованию инфраструктуры выставочной и демонстрационной зон. Участники салона получили в распоряжение 30.000 кв. м выставочных площадей в павильонах, 160.000 кв. м открытых выставочных площадей и стоянку для статического показа более 200 летательных аппаратов.

Первый салон третьего тысячелетия МАКС-2001 по количеству участников превзошел все предыдущие. На нем было показано более 160 летательных аппаратов и выполнено более 300 демонстрационных полетов. Салон посетили более 660.000 человек.

И вот в августе нынешнего года в Жуковском состоялся новый авиакосмический форум.

Известна оценка Международного авиакосмического салона Президентом России В. Путиным: «За короткий срок авиасалон в подмосковном Жуковском, где представлены новейшие образцы самой совершенной техники, приобрел высокий авторитет среди специалистов. Стал признанной площадкой делового общения и заключения взаимовыгодных контрактов. Завоевал любовь зрителей, для которых это - возможность собственными глазами увидеть современные самолеты на земле и в воздухе, оценить их красоту и высокое мастерство пилотов. Достижения России в развитии авиации и космонавтики, в деле освоения космоса общепризнанны. Накопленный богатейший опыт, уникальная научно-техническая база позволяют нам уверенно сохранять лидирующие позиции в сфере авиакосмических разработкок. Вместе с тем будущее отрасли - в международной кооперации. Развитие партнерства, осуществление совместных проектов - все это поможет более полно использовать потенциал не только России, но и других участников рынка летной техники. Именно этой цели служит Международный авиационно-космический салон...»