Размах

Всего выставочные площади МАКСА занимали более 17,5 тысяч кв. м в закрытых помещениях и 5 тысяч кв. м на открытых стендах. Свои разработки в области авиационной и космической техники, а также средств ПВО продемонстрировали 498 предприятий России и СНГ и 165 компаний из 38 стран дальнего зарубежья.

Конечно же, это несколько меньше, чем за месяц до этого было в Париже, на 45-м Авиакосмическом салоне в Ле Бурже. Там, напомним, были представлены 42 страны и 1835 компаний. Но зато от парижской выставки московский салон отличался богатейшей программой полетов, как отечественных боевых, пассажирских и спортивных самолетов, так и западных.

В Париже, как знают профессионалы и любители авиации, в этом году не летали ни американские, ни российские истребители. По разным причинам. Пентагон таким образом «отомстил» французам за острую критику антииракской кампании, которую публично высказывали официальные лица Франции. А России, образно говоря, опять подставила ножку швейцарская фирма «Нога». Наша авиация не присутствовала в небе Ле Бурже из-за нерешенных с ней юридических проблем.

Французская Фемида, подтвердившая необоснованность ареста отечественных самолетов на прошлой выставке, оказалась слишком медлительной. Свой вердикт она вынесла, к сожалению, только после закрытия нынешнего авиасалона, и российские «сушки» и «мигари» не смогли продемонстрировать гостям и участникам выставки все свои незаурядные пилотажные и технические качества. Зато уж в Жуковском у наших асов были возможности раскрыть их в родимом небе.

На земле

На авиационно-космическом салоне были широко представлены Военно-воздушные силы и Космические войска России.

ВВС продемонстрировали практически все стоящие на вооружении самолеты и вертолеты. Их на МАКСе на стоянке и в демонстрационных полетах было представлено рекордное по сравнению с предыдущими форумами количество - более 200 летательных аппаратов различных классов и назначения. Всего не перечислить.

Посетители получили возможность ознакомиться с экспортным рядом самолетов семейства «Су» поколений «4» и «4+». В частности, были представлены модернизированный истребитель для ВВС России Су-27СК, многофункциональные истребители Су-30МК и Су-35, самолеты корабельного базирования Су-33 и Су- 27КУБ, знаменитый Су-37 с изменяемым вектором тяги и Су-47 «Беркут» с обратной стреловидностью крыла, истребитель-бомбардировщик Су-32, штурмовики Су-25СМК и Су-25ТМ, фронтовой бомбардировщик Су-32МФ, учебно-боевые самолеты Су-25УБК и Су-35УБ.

В секторе отечественной военно-транспортной авиации и авиатехники специального назначения были представлены машины семейства «Ильюшин» - модернизированный военно-транспортный самолет Ил-76МФ, закупку которого ВВС планируют начать в ближайшие годы (эта машина, по мнению специалистов, будет летать 30 - 40 лет), Ил-114П; «Туполев» - Ту-214, «Антонов» - Ан-74, Ан-38, «Бериев» - Бе-200. ОКБ им. А.С. Яковлева предложило самолет-демонстратор Як-130Д и макет кабины серийного учебно-боевого самолета Як-130, который с 2005 г. придет на вооружение в вузы ВВС.

Значительный интерес вызвали и винтокрылые машины марок «Миль» и «Камов», среди них Ми-35ПМ, Ми-28Н (планируется, что до 2010 г. ВВС получат порядка 50 этих новых ударных боевых вертолетов), Ка-50, Ка-50-2, Ка-52, Ка-62, Ка-226, способные успешно решать широкий спектр задач в самых сложных погодных и климатических условиях.

Кроме того, свою продукцию, новейшие разработки предложили вниманию публики двигателисты, разработчики бортового оптико-электронного оборудования, систем управления оружием, специалисты по материаловедению, по спасению летчика и самолета.

Среди экспонатов салона были широко представлены также ракетные системы, космические аппараты и космические технологии, авиа- и ракетные двигатели, наземное оборудование, системы навигации и управления полетом, системы связи, жизнеобеспечения, боевые комплексы ракетного вооружения, высокоточное оружие, системы противовоздушной обороны, многое другое.

На МАКС-2003 был и новый ЗРК С-400 «Триумф» (о нем уже рассказывало «ВО»). Ныне комплекс С-400 проходит государственные испытания и к концу нынешнего года должен быть принят на вооружение. Это оружие ХХI века, которое способно высокоэффективно бороться практически с любыми целями на различных дальностях и высотах. Его боевые возможности пока недоступны ни одной зарубежной системе.

Тот факт, что в авиасалоне впервые принимали участие Космические войска России, свидетельствует, что они намерены определить свое место и роль в отечественной и мировой кооперации, расширить деловые связи с предприятиями ракетно-космической отрасли, потенциальными партнерами. В их экспозиции были широко представлены результаты научных исследований, опытных и испытательных работ, новейшие технологии и материалы, передовые методы научных изысканий, проектирования и испытаний космической техники, созданных отечественными оборонщиками.

На авиационно-космическом салоне были и летательные аппараты иностранного производства. В их числе самолеты пилотажных групп «Патруль де Франс» из Франции и «Фречче Триколори» из Италии, а также истребители ВВС США F-15, F-16, вертолет «Апач», американский бомбардировщик В-52. Всего были представлены почти 50 зарубежных летательных аппаратов, из которых 20 поднимались в воздух.

«Воздушный балет» созвездия асов

На нынешнем МАКСе была прекрасная, яркая, зрелищная демонстрационная программа.

Подлинной «изюминкой» московского авиасалона стало своеобразное соревнование пилотажных групп из ведущих авиастроительных стран мира, в котором приняли участие отечественные пилотажные группы «Русские витязи» на Су-27 и «Стрижи» на МиГ-29, американские, французские и итальянские летчики. Как сообщил генеральный директор МАКС-2003 Игорь Новиков, такое произошло впервые в истории авиасалонов. Подобного не видели пока ни в Ле Бурже, ни в Фарнборо под Лондоном, ни в Сингапуре, ни в чилийском Сантьяго - ни на одной крупнейшей авиакосмической выставке планеты.

МАКС-2003 открылся полетами самолетов и вертолетов 15 типов. Демонстрационную воздушную программу начал проход в одном строю трех самолетов разработки ОКБ имени Туполева: Ту-204, Ту-214, Ту-334. После этого Ту-334 выполнил индивидуальный пилотаж. Следом противопожарный вариант самолета-амфибии Бе-200 совершил показательный сброс воды.

Были показаны в воздухе и самолеты разработки Авиакомплекса имени Ильюшина, включая модернизированный военно-транспортный самолет Ил-76МФ, а также Ил-114 и Ил-96.

Программа полетов включала также индивидуальный пилотаж истребителей МиГ-29 и Су-30, которые продемонстрировали комплекс уникальных фигур высшего пилотажа, включая «кобру» и «колокол». Пилотаж выполняли вертолеты Ка-50 «Черная акула» и Ми-28Н «Ночной охотник», учебно-тренировочные самолеты МиГ-АТ и Як-130. Участие в аэрошоу принял и новый средний военно-транспортный самолет Ан-70. А еще впервые в истории наших авиакосмических салонов в Жуковском выполняли полеты американские F-15.

Со знаменитыми на весь мир российскими пилотажными группами «Русские витязи» и «Стрижи» на самолетах Су и МиГ в подмосковное небо поднимались легендарные отечественные летчики-испытатели Герои России Игорь Вотинцев, Анатолий Квочур, Вячеслав Аверьянов, их молодая смена из Летно-испытательного института имени Громова, а также победители недавнего чемпионата мира в Лейкленде (США) по высшему пилотажу на спортивных самолетах, завоевавшие там на отечественных Су-26М3 и Су-31 21 медаль из 28 возможных, абсолютные чемпионы мира и Европы в личном и командном зачете, обладатели кубка Нестерова и Арести. Этими титулами обладают Светлана Капанина, Виктор Чмаль, Михаил Мамистов, Сергей Рахманин и Александр Кротов.

Компанию созвездию всемирно известных российских асов составили пилотажные группы из США, Франции и Италии. Полеты лучших асов мира просто не поддаются описанию. Французы приготовили небывалый подарок российским женщинам. Вместе с итальянцами «нарисовали» дымами огромное (без малого 2 км в высоту) сердце, а российский пилот пронзил его «стрелой».

Нам есть

чем гордиться

Международный авиакосмический салон МАКС-2003 посетил Президент России Владимир Путин. Главу государства встречали вице-премьер РФ Борис Алешин, главы Минобороны и МЧС Сергей Иванов и Сергей Шойгу, руководитель Минпромнауки Илья Клебанов.

Путин осмотрел выставленную на летном поле авиационную технику, в первую очередь новые перспективные образцы. Пояснения ему давали генеральный директор АВПК «Сухой» Михаил Погосян и главком ВВС Владимир Михайлов. Внимание президента привлекли и вертолеты, в первую очередь Ми-28Н. Он также поднялся на борт самолета Бе-200ЧС, изготовленного по заказу МЧС. Сопровождавший президента глава МЧС Сергей Шойгу рассказал о технических особенностях самолета. Кроме того, вместе с министром обороны президент поднялся на борт сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160. Он также осмотрел павильоны выставки.

«Нам есть чем гордиться», - заметил Владимир Путин.

МАКС-2003 со всей очевидностью показал, что непростая ситуация в авиационно-космической отрасли пошла на поправку. Главное, возобновились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, и в ближайшие годы, выработав старые заделы, мы не останемся у разбитого корыта. По словам первого заместителя генерального директора Росавиакосмоса Валерия Воскобойникова, авиасалон в Жуковском продемонстрировал мощнейший научный и экономический потенциал России в самых высокотехнологичных, перспективных областях современной наукоемкой промышленности, укрепил прежние коммерческие связи и помог приобрести новых надежных партнеров в дальнем и ближнем зарубежье. А значит, внес вклад в экономическое развитие страны.

МАКС-2003 укрепляет уверенность в том, что Россия не останется бескрылой, сохранит за собой статус великой авиационно-космической державы.

Анатолий АНТИПОВ, Виталий ДЕНИСОВ