Необходимо подчеркнуть, что речь идет не просто о каких-то реформах очередного правителя России, а об эпохе Петра I. Эпоха эта по сути своей стала переломной, результатом был качественный переход России на новый уровень внутри- и внешнеполитического развития.

Эпоха Петра Великого - время активных преобразований. Она вся была пронизана имперской идеей (расширение территорий). Внешнеполитическая сфера наряду с укреплением центральной власти доминировала, и все реформы были подчинены идее имперского строительства.

Империя - монархическое государство во главе с императором; государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемых из единого центра.

Затем можно остановиться на сущности империи вообще, предложить ученикам вспомнить исторические примеры, выяснить в них общее и особенное. (См. схему).

К анализу реформ следует подходить с точки зрения создания империи. Тогда станут ясны их характер и цели, которые они преследовали.

Реформы характеризовались, во-первых, совместностью их проведения; не было такого, чтобы они шли одна за другой. А во-вторых, проводились не по плану, а по мере надобности, как только возникала (обычно военная) необходимость. Несистематический ход реформ обусловливался и тем, что самому реформатору и его приближенным приходилось учиться, можно сказать, на ходу и менять что-либо по мере надобности.

Характерно, что Петр I начинает с военной реформы. Можно спросить у ребят, почему именно с военной реформы начинает Петр I; обязательно просить аргументировать мнение.

Именно с этой реформы начинаются все преобразования. В 1699 году были распущены после восстания стрелецкие полки, но это началом реформы считать нельзя. Содержательно военная реформа началась в 1705 г., тогда были введены рекрутские наборы. Суть их состояла в том, что с 20 тяглых дворов брался один рекрут, который нес пожизненную службу. В случае смерти, дезертирства или еще чего-нибудь те же 20 дворов должны были поставлять еще одного рекрута.

Рекрутская система, или воинская повинность, позволила впервые создать устойчивую систему комплектования армии, постоянную армию, что есть выход на более качественный уровень в военном деле. Армия состояла из следующих родов войск: пехота, кавалерия, гарнизонные войска и специальные пограничные.

В 1718-1719 годах были учреждены военная коллегия и адмиралтейство, а также Генеральный штаб во главе с генерал-фельдмаршалом. В 1716 г. появился документ «Устав воинский».

Как известно, при Петре появился флот. Строительство его началось в 1696 г. в результате неудачного Азовского похода, когда стало ясно, что без военного флота взять крепость невозможно. Началась работа на Воронежских верфях, и до 1702 г. активное внимание было сосредоточено на возведении Азовского флота. С 1702 г. активно создается Балтийский флот, именно теперь понадобился он в противовес шведскому. На этом примере наглядно видно, что возникновение Российского флота было обусловлено внешними задачами.

В результате военных преобразований в стране были созданы постоянная армия и флот, которые были способны решать внешнеполитические задачи.

Существование боеспособной армии и флота было невозможно без соответствующей экономической основы, поэтому реформы коснулись и экономики. (См. таблицу).

Общей чертой всей экономической политики Петра I был протекционизм - ограждение собственной промышленности от конкуренции с иностранными товарами. Содержательно это выразилось в повышении таможенных тарифов на ввоз товаров и понижение на вывоз.

На первом этапе одним из главных шагов экономической политики стало создание мануфактур - форма производства, характеризующаяся применением ручных орудий и разделением труда между рабочими.

С 1695-го по 1725 год появляется около 200 новых мануфактур. Возможно, данные преувеличены, но, несомненно, началось активное развитие мануфактурного производства. Проводилась политика реанимации старых промышленных центров, и активно развивались новые, например Урал. В строгом смысле новым этот промышленный район назвать нельзя, однако при Петре строится много новых заводов (Невьянский, Каменский, Уктусский и др.). Можно сказать, что Урал переживает второе рождение. Традиционно известен Тульский оружейный завод, основанный в 1712 г. Текстильная промышленность развивается в Москве, Казани и Липецке. Активно привлекались иностранные специалисты. Существовали монополии на производство и продажу некоторых товаров.

В 1713 г. центр внешней торговли был перенесен из Астрахани в Петербург. Характерно, что мера эта была предпринята специальным указом, а не в результате потребности естественного экономического развития, что доказывает ведущую роль государственного регулирования в экономическом развитии.

Второй же этап характеризуется ослаблением контроля государства над экономикой. В 1715 г. появляется указ, который стимулировал создание торговых и промышленных компаний. Когда встала необходимость строить флот, Петр I активно создавал так называемые кумпанства с целью привлечения финансов. Это были принудительные объединения купцов, церковников, обязанные за свой счет построить определенное количество судов. Такими мерами царь привлекал частную инициативу и средства для государственных нужд.

В 1719 году вышел указ, ограничивающий монополию государства. В том же году вышел указ, который разрешал всем людям независимо от сословия искать руду и создавать заводы. Развитие горнозаводской промышленности начинает всячески стимулироваться.

Затем получает распространение передача казенных заводов в частные руки. Причем новые владельцы получали льготы и субсидии.

В 1721 году появляется важнейший указ, по которому разрешалось покупать и приписывать к мануфактурам крепостных крестьян. В этом указе представлена содержательная сторона петровских реформ. Великий реформатор создавал крепостническую экономику, эффективность которой могла быть только временной.

В 1719-1721 гг. состоялась реформа податного обложения. После переписи населения подворная система налогообложения была заменена на подушную. Теперь налогом облагался не хозяйственный двор, а каждый человек, причем учитывались только мужчины. В 1724 г. появляется новый таможенный тариф, который носит ярко выраженный протекционистский характер. Петр заботился прежде всего о выпуске военной продукции. Реформы коснулись и аппарата управления. Была создана новая система органов центральной власти.

Реформа органов центральной власти:

Создание Сената - высшего органа государственного управления и создание фискалитета как органа тайного надзора.

Создание коллегий как органов исполнительной власти.

Создание прокуратуры как инструмента надзора за Сенатом.

Издание документа «Генеральный регламент», завершение организационного оформления бюрократического аппарата.

В 1711 году был создан Сенат. Он стал высшим органом центрального управления. Был издан документ «Должность Сената», который регулировал деятельность этого органа. В основу деятельности Сената введен принцип коллегиальности, сущность которой состояла в том, что решения он мог принимать только единогласно. Петр использовал такой принцип для того, чтобы без его ведома было сложно решить какой-либо вопрос.

В 1717-1718 гг. начинают появляться коллегии как органы исполнительной власти: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Иностранных дел, Юстиц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия. Их возглавляют люди из ближайшего окружения Петра, такие, как Апраксин, Меншиков, Головнин. Каждой коллегией руководил президент. В 1719-1724 гг. принимают документ «Генеральный регламент». Он определял принцип деятельности всего бюрократического аппарата.

Одной из важных составляющих реформ Петра является создание системы органов контроля и надзора. В 1711 г. был открыт фискалитет как институт тайного надзора вообще. В 1722 г. стала работать прокуратура, во главе которой стоял генерал-прокурор (первым был Павел Иванович Ягужинский). Она была учреждена специально как инструмент надзора за деятельностью высшего органа управления государством - Сената. Для надзора за деятельностью коллегии в каждой из них был введен специальный чиновник - прокурор коллегии. Он подчинялся не президенту коллегии, а непосредственно генерал-прокурору, который в свою очередь напрямую подчинялся Петру I.

Реформы коснулись и административно-территориального деления.

Говоря об административной реформе, надо прежде всего иметь в виду губернскую реформу Петра I. Она прошла в два этапа.

Первый этап - 1707-1710 гг. В эти годы созданы губернии, которые делились на уезды. Во главе губерний стояли губернаторы, наиболее приближенные к царю люди.

Второй этап - 1718-1719 гг. Были учреждены провинции, на которые делились уезды. Эта реформа также имела выход на решение внешнеполитических задач: она решала проблему расквартирования и снабжения армии.

Одной из главных идей всех преобразований Петра I была идея создания регулярного государства.

Это указ «О единонаследии», документ «Табель о рангах».

Прежде всего имелась в виду идея всеобщей обязательной службы. Петр впервые в российской политической практике ставит вопрос о государственном интересе, который должен быть выше личного. При этом верность подобному взгляду ему пришлось доказать не только на уровне деклараций, но и на примере судьбы собственного сына, пренебрегшего государственным интересом в пользу личного: Петр даже сына принес в жертву долгу.

В 1714 году появляется указ «О единонаследии», по которому запрещался раздел недвижимости между сыновьями владельца. Отныне только старший сын имел право наследовать все имущество. Остальные должны были идти на государственную службу.

В 1722-1724 гг. появился документ, который регулировал службу дворянства, - «Табель о рангах». Он определял само содержание и прохождение по службе. Определялись четыре служебные категории: военная, морская, статская и придворная. В каждой было 14 классов, из которых 14-й был низшим, а 1-й - высшим. Постоянная служба в одном классе была необязательной, и позволялось переходить с одной службы на другую. Вводился принцип личной выслуги, а не по родовитости предков. Для лиц недворянского происхождения с 8-го класса давалось потомственное дворянство.

Была проведена церковная реформа.

Отменялось патриаршество, восстановлен монастырский приказ, учрежден Синод. Вместо патриарха назначался местоблюститель патриаршего престола. В условиях войны единоначалие есть условие победы. Отсюда стремление верховной власти ликвидировать конкурента на «соправление» в лице высшей духовной власти, ибо патриарх, не сочувствующий преобразованиям, становился опорою недовольных, средоточием и вождем их, давал благословение их делу. По сути, в этом проявился принцип централизации - главой церкви становился монарх.

В 1701 г. восстановлен монастырский приказ, а в 1721 г. состоялась церковная реформа. Появился документ «Духовный регламент» (разработку его связывают с Феофаном Прокоповичем - архиепископом Псковским), в котором высказывалась идея о недопустимости любой оппозиции самодержавию. Легенда гласит, что в ответ на пожелание церковных иерархов иметь патриарха Петр передал им «Духовный регламент» и не допускавшим возражений тоном произнес: «Вы просите патриарха - вот вам духовный патриарх». А вынув из ножен кортик, ударил им по столу и добавил: «А противомыслящим - булатный патриарх!»

Тогда же в 1721-м был учрежден Синод для управления церковными делами. Структура его копировала структуры коллегий. И вообще управление духовным учреждением осуществлялось на светских началах. Во главе Синода стоял президент и два вице-президента (первым президентом был Стефан Яворский - сугубо светский человек). Учреждение подобного органа означало полное подчинение церкви. Отныне государство в неограниченном масштабе вмешивалось в церковные дела. Специальным указом 1721 г. в Синод был назначен специальный чиновник, который должен был наблюдать за деятельностью Синода, - обер-прокурор Синода.

Штат церковников определялся государством, и даже специальным указом повелевалось нарушать тайну исповеди, если дело касалось государственной важности.

Перед тем как переходить к оценке реформ, можно дать ученикам возможность вспомнить, какие органы государства существовали до реформы, и сравнить их.

Роль Петра I в истории

В первую очередь, конечно, дать возможность ученикам высказать свое мнение, свою оценку реформ и самого реформатора. При этом обязательно аргументировать свою точку зрения.

В отечественной историографии было три точки зрения:

Первая - (только положительная): Петр был великим реформатором, «прорубил окно в Европу», цивилизовал Россию.

Вторая - (только отрицательная): Петр нарушил естественный ход русской истории, и Россия стала бездушно копировать Запад. Страна утратила свою самобытную историю. Это полярные точки зрения.

Третья точка зрения имеет более твердые научные основания.

Суть позиции выражается в стремлении уйти от полярных точек зрения. Все реформы были направлены на решение внешнеполитических задач, внутренняя политика была подчинена внешней. Внутренние реформы не имели самостоятельного значения.

Иван КАРПОВ, студент Пермского университета