В последние годы произошли весьма серьезные изменения в содержании исторического образования: нормой стало изучение различных гипотез, версий, оценок исторических фактов и событий. Вместе с тем даже самые новые учебники истории не способствуют принципиальному изменению способов учебной деятельности школьников. Их новизна, как правило, состоит в изменении положенных в основу историографических концепций, но по-прежнему тон учебного текста не допускает никаких сомнений и школьнику остается только соглашаться с написанным. «Выдавая интерпретации за неоспоримые факты, учебник перестает осуществлять свою главную миссию - будить собственную мысль ученика, способствовать становлению его исторического мышления. Будучи носителем не только готового знания, но и мнения, школьный учебник истории никак не может вызвать у своего читателя ответного мнения: если один из собеседников все знает и все уже рассказал, другому ничего не остается, как согласиться или сменить партнера по общению». Уверена, и в этом постоянно убеждаюсь на своих уроках, что детей надо учить сомневаться, искать ответы, а не принимать уже предложенные за истину в последней инстанции.

Особое внимание всегда уделялось работе школьников с историческими источниками. Существует немало хрестоматий к различным курсам, фрагменты документов, которые становятся обязательным элементом методического аппарата современных учебников. Формирование у подростков умений и навыков извлекать факты из документов, сопоставлять разные сведения и суждения об одном и том же событии - одна из основных целей учителя истории. И все же в массовой практике преподавания истории исторический источник рассматривается как дополнение к основному учебному тексту, иллюстрация, отражающая дух эпохи, подтверждение концепции автора учебника, а значит, по-прежнему обучение продолжает оставаться монологичным, «в результате чего ребенок в учебном процессе решает задачи учителя, а его личные мотивы и цели учения остаются за пределами педагогического общения. Нестандартные, оригинальные подходы к учебным задачам, самостоятельная постановка проблем, - что, как правило, проявляется не столько в ответах, сколько в вопросах учащихся, - остаются как бы за рамками учебной работы...»

Думается, что учитель истории должен строить свои уроки так, чтобы у ребят развивалось историческое мышление, чтобы они могли самостоятельно интерпретировать события. Для этого, на мой взгляд, необходимо реализовать несколько задач.

При изучении отдельных цивилизаций, их роли во всемирном историческом процессе стараться создать у детей представление о единстве многообразия всемирно-исторического процесса, способствовать развитию умений анализировать исторические документы, осуществлять сравнительный анализ цивилизаций, создавать собственные версии тех или иных исторических событий.

Воспитывать личностное отношение к истории на основе идей гуманизма, толерантности к иным ценностям и принципа «не судить, а понимать прошлое». Тем самым создавать условия для формирования коммуникативной культуры и становления ценностных ориентаций учащихся.

Лишь подлинно исследовательская историческая деятельность позволяет развивать на уроке истории творческое мышление. И организовать ее помогает настоящий исторический документ. Поэтому важность работы с документом трудно переоценить. Я имею в виду прежде всего документы, характеризующие историческую эпоху, явление, процесс. При этом деятельность учеников усложняется: вместо усвоения готового текста возможно создание собственных текстов, вместо ответа на вопрос - придумывание своих вопросов и т.д. В этом случае детям предлагается всерьез приобщиться к самой сути деятельности историка - к добыванию фактов и складыванию из них собственного видения событий. Моделируя исторический процесс на основе источников, дети непрерывно творят. Познание превращается в увлекательный бесконечный процесс: школьники не столько запоминают, сколько размышляют, они вновь и вновь оказываются в ситуации выбора, принятия решений. Это создает условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой ребенок самостоятельно и в реальном сотрудничестве с учителем не только открывает новое для себя, но и создает это новое, творит его.

Думается, именно на уроках истории следует использовать принцип проблемности. Содержание занятия при этом строится вокруг центральной проблемной ситуации, не имеющей однозначного решения («Русь и Орда: сопротивление или взаимодействие?»). В дальнейшей работе над источником решаются более мелкие вопросы также проблемного характера.

Важен также и принцип природосообразности. Подбор документов осуществляется с учетом возрастных особенностей и интересов ребят. Работа с документами предполагает парную, групповую, кооперированно-групповую формы деятельности. Именно эти формы наиболее соответствуют возрастным особенностям детей, их потребности общения со сверстниками.

Новосибирск