В нынешнем году на олимпиадах заняли призовые места 133 молодых москвича, и, конечно, собрать их всех в парадном зале мэрии победителей было невозможно.

На прием к Лужкову пришли наиболее выдающиеся представители столичного ученичества. За длинным столом напротив мэра, первого заместителя мэра в правительстве Москвы Людмилы Швецовой, руководителя Департамента образования Москвы Любови Кезиной, председателя Комиссии по образованию и науке Московской городской Думы Евгения Бунимовича, первого заместителя руководителя МДО Ларисы Курнешовой заняли свои места лучшие из лучших.

Ученик седьмого класса центра образования «Технологии обучения» Андрей Кузнецов перенес в детстве тяжелое заболевание и не может передвигаться самостоятельно, но, несмотря на это, имеет очень широкий круг интересов. В частности, он увлекается технологиями, а потому стал лауреатом Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи в 2004 году, в 2006 году победил на городском конкурсе робототехники и в состязаниях «Лего»-роботов, был призером Всероссийского конкурса «Волшебная мышь», победителем международного конкурса компьютерных проектов. Накануне Андрею исполнилось тринадцать лет, поэтому держался он очень солидно и ни разу не оглянулся на папу, который усердно делал фотографии на память.

Рядом с Андреем сидели сразу два выдающихся школьника: Анна Авдеева, десятиклассница школы №1179, и Алексей Панферов, студент спортивно-педагогического колледжа. Они мастера спорта, воспитанники клуба акробатического рок-н-ролла, трехкратные обладатели Кубка России, трехкратные победители чемпионата России, победители Кубка Европы 2006 года. Аня и Алеша стали первой по рейтингу парой акробатического рок-н-ролла в России. На вопрос, трудно ли выступать в таком виде спорта, ребята в один голос сказали: «Интересно!»

Шамиль Аллямов удивил многих, когда в 2006 году от татарской региональной национально-культурной автономии отправился на заключительный тур Республиканской олимпиады по татарскому языку и литературе в Казань и занял там первое место. Но что удивляться, ведь Шамиль учится в школе №959, которая стала ярким представителем московских школ с этнокомпонентом, до этого он был награжден почетной грамотой автономии за активное участие во втором московском фестивале детских этнокультурных и патриотических объединений «С любовью к России. Образы природы в русской и татарской культурах». Шамиля мэр попросил прочитать что-нибудь на татарском языке, просьба мэра была тут же исполнена - Аллямов с большим чувством прочитал поэтические строки. Любовь Петровна Кезина обратила внимание Юрия Лужкова на то, что победителем конкурса «Учитель года Москвы-2006» стал Марат Алимов, продемонстрировавший глубокое знание русского языка и литературы, то есть Москва и в самом деле столица России, где представлены все народы, проживающие в стране. В отличие от Санкт-Петербурга в Москве невозможна ситуация, при которой было бы проявлено неуважительное отношение к людям той или иной национальности, более того, система образования прикладывала и прикладывает немало усилий для того, чтобы все дети, живущие в столице, изучали родной язык, родную литературу, историю, традиции того народа, к которому принадлежат. Не случайно в столице успешно работают армянская, азербайджанская, дагестанская, татарская, еврейская, грузинская и другие школы с различными этнокомпонентами.

Десятиклассник Иван Богатый и девятиклассник Дмитрий Чернов представляли школу для одаренных «Интеллектуал», которая недавно создана в столице, но уже обрела известность и авторитет. Дима интересуется географией, историей, геральдикой, он стал победителем городских олимпиад по истории в 2005 и в 2006 годах, кроме того, в нынешнем году занял первое место на Всероссийской олимпиаде по истории. Ваня победил в 2006 году на Всероссийской олимпиаде по информатике, что было, конечно, непросто. Обычно технари - люди сдержанные, немногословные, но Ваня, преодолевая немалое смущение, поблагодарил московское правительство, Департамент образования и лично мэра за то внимание, которое в городе уделяется развитию информационных технологий и компьютеризации школ. Ну и, конечно, за создание «Интеллектуала», где естьвсе условия для развития способностей тех ребят, которые уже проявили себя в той или иной сфере.

Люба Бочкова, ученица десятого класса школы №548, в нынешнем году с отличием закончила музыкальную школу, но, кроме того, увлекается живописью с трех лет, она победила в городской олимпиаде по изобразительному искусству, стала лауреатом конкурса детского рисунка имени Нади Рушевой. Сегодня Люба мечтает поступить в Суриковское художественное училище и верит, что ее мечта сбудется.

Десятиклассница лицея №1548 Настя Иванова занимается тоже живописью, а еще с девяти лет увлеклась фотографией и уже стала настоящим профессионалом в этом непростом деле. В этом году Настя победила в городском конкурсе «От созерцания к созиданию» под девизом «Москва моя, любимая!». Все это не мешает ей еще заниматься в театральной студии, много работать с компьютером. Кстати, в завершение встречи ребята подарили Юрию Михайловичу и Людмиле Ивановне Швецовой необычайно красивые фотографии - настоящие картины, а поскольку это были виды Москвы, то подарки руководителей столицы обрадовали.

Особое внимание было привлечено сразу к двум представителям лицея «Вторая школа». В свое время это знаменитое учебное заведение закончил нынешний депутат Мосгордумы и одновременно учитель математики Евгений Бунимович. Он признался журналистам, что не верил в возрождение родной школы, но рад, что нынче школа все же обрела второе дыхание на новом уровне развития и снова стала одной из самых известных школ столицы. В 2001 году нынешняя пятнадцатилетняя десятиклассница этой школы Мария Илюхина заняла второе место на Всероссийской олимпиаде по математике, первое место на открытой китайской олимпиаде по математике для девушек, а в 2006 году не только стала победителем Всероссийской олимпиады по математике, но и была единственной участницей, которая справилась со всеми заданиями на этой олимпиаде.

Станислав Ноздрин, восьмиклассник школы №498, начал заниматься «Лего»-конструированием с четырех лет, в 2004 году в Сингапуре на Всемирной олимпиаде по роботам в составе российской команды занял первое место, а в 2006 году победил на Международной олимпиаде по роботам. В многодетной семье Ноздриных растут четверо детей, и теперь Стас планирует привести в кружок робототехники своего пятилетнего брата.

Роман Новиков с детства собирал минералы, потом стал исследовать их состав, поступил в химический лицей №1303. Список побед у одиннадцатиклассника Романа уже весьма внушительный: в 2004, 2005 и 2006 годах - первое место на Всероссийской олимпиаде по химии, в 2006 году - второе абсолютное место на 5-й Всероссийской олимпиаде по органической химии для студентов, аспирантов и молодых ученых, а затем диплом Всероссийской научно-практической конференции учащихся, диплом второй степени на 15-й Всероссийской конференции «Авангард-2006», диплом первой степени на 30-й Всероссийской научно-практической конференции. Сегодня Роман получил приглашение на международный конкурс научных работ школьников. Его однокашник Андрей Попов серьезно увлекается астрономией с пятого класса. В восьмом он уже занял первое место на городской олимпиаде по этому предмету, в 2004 году - второе место на Всероссийской и международной олимпиадах, в 2005 году был уже первым на этих двух олимпиадах, а в 2006 году сохранил свое первенство на Всероссийской олимпиаде.

А вот пятиклассница школы №1282 Валерия Мотина отдала свое сердце театру. С трех лет она занимается в театральной студии «Экспромт», где успешно играет ведущие роли. В 2005 году Валерия стала дипломантом детского певческого конкурса «Надежды романсиады», лауреатом Московского международного форума общероссийского общественного движения «Одаренные дети - будущее России», конкурса чтецов, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Валерию попросили спеть. Правда, аккомпанемента не было, но Лера, не стесняясь, высоким чистым голосом завела русскую народную песню и немало растрогала всех присутствующих. Специально для Леры Юрий Михайлович прочитал шутливые стихи своего любимого шотландского поэта Бернса в переводе Самуила Маршака.

Одиннадцатиклассник из 57-й школы Антон Фонарев с увлечением занимается точными науками на малом мехмате МГУ имени М.В.Ломоносова, в 2005 году он стал серебряным призером, а в 2006 году - победителем Всероссийской олимпиады по информатике. Сегодня Антон уже принял решение о том, где продолжать учебу, - его больше всего привлек, конечно, механико-математический факультет МГУ, куда его, победителя олимпиады, примут вне конкурса.

А вот Кате Чашечкиной, ученице выпускного класса школы №519, по душе общественная деятельность. Она участница проекта «Школа актива», за полгода учебы в которой Катя приняла участие в организации поезда памяти «Москва - Калининград», акциии «Чистые окна», стала организатором поездки в детский дом, принимала участие в работе школы актива по повышению квалификации младшего лидерского состава программы «Продвижение» и в больших играх «Продвижение» на базе зимнего лагеря МЧС «Спасатель».

Представляя ребят, Любовь Петровна Кезина с гордостью сказала: «Это наш золотой запас!»

Юрий Михайлович признался, что эта встреча для него очень приятна, мэр весьма серьезно отнесся к своим гостям и построил разговор с ними доверительно, размышляя о том, как важны для столицы их успехи в науках. Не случайно освещать встречу со школьниками прибыли двенадцать тележурналистов, в то время как на самом значительном заседании московского правительства телекамер бывает куда меньше. Упомянув о правительственных заседаниях, Юрий Лужков рассказал юным гостям, как серьезно их участники относятся к выступлениям членов молодежного правительства - московских студентов, особо отметил, что не было ни одного выступления студентов, которое было бы неактуальным, все сказанное прозвучало очень толково, свежо, умно. На последнем заседании, где обсуждался проект бюджета города на 2007 год, выступила студентка Анастасия Ларионова и попеняла авторам, что в нем не прописаны конкретные меры по улучшению качества жизни москвичей: дескать, бюджет не диалектический, а механистический, составлен по традиционной схеме «статья - расход», за этими статьями не видно человека, не ясно, как этот бюджет будет менять его жизнь к лучшему. Ответа на выступление Анастасии, на ее вопрос, зачем нужен бюджет в таком виде, ни один министр не дал. В результате мэр поручил финансистам посчитать вместе со студентами различные варианты и внести коррективы в практически уже готовый документ.

«Вы своим трудом, талантом, - обратился Юрий Михайлович к своим гостям - школьникам, - доказали, что с успехом можете обеспечить счастливое будущее столицы». Конечно, самое большое внимание мэр обратил на те победы, которые были одержаны в олимпиадах по химии. Сам химик, Юрий Михайлович предположил, что особенно трудно было побеждать в олимпиаде по органической химии, так как это самый сложный раздел науки. «То, что наш школьник состязался на равных со студентами, аспирантами и молодыми учеными, одержал убедительную победу, рождает у меня не просто надежду, а уверенность, что у нас будут появляться новые Бутлеровы (а Бутлеров, как известно, был родоначальником органической химии). Убежден я и в том, что наш потенциал в таких науках, как информатика, будет укрепляться. Известие о том, что первые шесть мест в олимпиаде по информатике заняли москвичи, для меня прозвучало как музыка», - признался Лужков. Шесть первых мест по экономике, победы в области предпринимательства, по мнению мэра, подтверждение правильности курса, взятого на современное планирование, правильности экономической стратегии города. Иными словами, будет кому продолжать курс, современной столичной власти. Удовлетворение у Юрия Михайловича вызвали успехи школьников в области техники и технологий, математики, физики. «Россия всегда была на очень высоких позициях в математике, в технологиях, - напомнил Лужков. - Наши победы на этих направлениях говорят о том, что жизнь, несмотря на очень сложные пятнадцать лет, которые были прожиты и характеризовались неприятными потерями и ослаблением интеллектуального потенциала, налаживается. Математика - одна из сложных и многоаспектных областей науки, по существу, становится той основой, которая обеспечивает развитие целой серии научных направлений, и у нас, верю, появятся свои Софьи Ковалевские, Львы Ландау, Мстиславы Келдыши - тот могучий научный потенциал, который нам нужно приумножать».

Особо мэр остановился на проблемах этнообразования, которое развито в столице. «Россия - многонациональная страна. Конечно, межнациональные отношения требуют решения многих серьезных проблем на государственном, на региональном и местном уровнях. Наша многонациональная страна должна стать Родиной для детей всех народов, постоянно живущих в России на протяжении многих веков. Когда говорят о победе нашего москвича в Казани, да еще на олимпиаде по татарскому языку, могу сказать, что я просто счастлив. Мы в столице создаем условия, и дети разных национальностей могут учить и знать родной язык не хуже, чем сверстники, живущие в национальных республиках. Мы должны эту линию продолжать, развивать тему национального образования», - твердо заявил Юрий Михайлович. Совершенно обоснованным и уместным было обращение мэра к опыту Первой московской гимназии, которая уже сделала традицией встречу своих учеников с представителями разных конфессий: православия, иудаизма, мусульманства, буддизма. Никто не агитирует школьников принять ту или иную религию, ребята знакомятся с историей, традициями и содержанием каждого религиозного течения. Ученикам предлагают попробовать национальные блюда, затем знакомят с фольклором, приглашая для исполнения музыкальных произведений самые лучшие профессиональные коллективы. В результате в сознании ребят разрушаются некоторые ложные представления, они начинают по-иному, с пониманием и по-доброму, относиться к исламу или буддизму. Все это очень важно для того, чтобы потом грамотно выстраивать отношения в многонациональных детских коллективах, которые перерастут позже в нормальные толерантные отношения в обществе. «Мы хотим сделать так, чтобы наша российская многонациональность была букетом из самых разных цветов, такой букет красивее букета из одинаковых цветов. Когда мы говорим о взаимодействии и взаимопроникновении культур разных народов на общем пространстве страны, то получаем уникальное преимущество перед другими», - с удовлетворением констатировал московский мэр.

Наша столица - культурная столица, поэтому победы учащихся на театральных, музыкальных и художественных конкурсах не могут не вызывать радости родителей, педагогов, управленцев на разных уровнях. Не случайно сегодня, как рассказала Людмила Швецова, идет разговор о переоснащении музыкальных школ - будут выделены средства для покупки новых музыкальных инструментов, о поддержке художественных школ и студий, о том, чтобы увеличить средства на покупку театральных билетов для московских учащихся.

«Есть такие важные понятия, как душевность, сострадание, - сказал мэр, - поэтому нам очень важно, что есть дети, которые помогают старшим, особенно ветеранам Великой Отечественной войны. Они сегодня уже находятся в солидном возрасте, у них не очень хорошее физическое состояние. Поэтому мы с признательностью относимся к тем юным москвичам, которые могут позвать, организовать своих сверстников на помощь ветеранам, на добрые дела. Нам важно, чтобы появлялись лидеры, которые могут не только сказать новое слово в науке, но и работать на благо общества, государства, человека. В государстве сегодня сформировалась финансовая стабильность, и получаемые средства направляются на поддержку детей, молодежи, семьи, образования, науки, всей социальной сферы в целом, но нам нужно заниматься развитием страны. Россия сегодня богата возможностями и способна на мощный прорыв, на мощное развитие реального сектора экономики. Вы, ребята, живете в самой богатой стране, но пока богатой по потенциалу. Мы покупаем за границей зерно, но 11 % посевных площадей находятся в нашей стране. Мы покупаем мебель, но 30% лесных массивов имеет Россия. Мы покупаем воду, но наша страна обладает 24% мировых водных ресурсов. Все это и многое другое - наш большой потенциал, который нам нужно использовать, налаживать собственное производство. Перед вами открывается свобода творчества, проявления инициативы, формирования своего дела, своего бизнеса. Я хочу поздравить вам с тем, что вы стали личностями, неоднократно доказавшими свой приоритет, пожелать дальнейших успехов, уверенности в будущем, счастья».

Отметив, что победы в конкурсах и олимпиадах - большая победа столичной системы образования, Юрий Михайлович предложил своим гостям - школьникам высказать свое мнение по волнующим их проблемам, задать вопросы. Но на это решилась только Лера Мотина. Ее волнует, что многие театральные студии в Москве платные и занятия там не всем детям по карману. Лужков выслушал ее очень внимательно и постарался ответить девочке: «Во-первых, Лера, далеко не все театральные студии в столице платные, у нас много учреждений дополнительного образования, где каждый московский ребенок может заниматься тем, к чему у него есть способности и влечение. Во-вторых, когда речь идет о культуре, мы стараемся поддерживать и помогать развитию детского творчества. Сегодня мы уже выработали предложение об объявлении 2007 года в Москве Годом ребенка. Это очень серьезное решение, которое охватывает громадное количество направлений, связанных с рождением детей, с улучшением демографической ситуации, с воспитанием, с развитием культуры, детского спорта, с помощью многодетным семьям, неполным семьям, где одна мама воспитывает детей, молодым семьям, инвалидам, даже перечислить все проблемы непросто. Чтобы сделать эту программу реальной, мало говорить о реализации, нужно понять, как ее реализовывать, какие ресурсы задействовать. Чтобы та же студия работала, нужно оплачивать труд ее руководителей. Если ни с какой стороны не будет поступать финансирование, то работа заглохнет. Поэтому по каким-то важным направлениям мы освобождаем москвичей от платы, а из бюджета города будем все финансировать. Наша программа даст ответ и на тот вопрос, который ты, Лера, задала, потому что на нее будут дополнительно к тому, что есть сегодня, выделены 10 миллиардов рублей».

Самое интересное, что никто из ребят не обратился к мэру с личными просьбами, никто ни о чем его не попросил. А мэр просил их пить чай и есть конфеты, поскольку гости внимательно его слушали и забыли о том, что сидят за красиво накрытым столом. Понимая, что ребята стесняются, мэр по секрету шутливо сказал им, что тоже, когда встречается с главной московской учительницей - руководителем Департамента образования Любовью Петровной Кезиной, начинает теряться и вспоминать, как когда-то в школьные годы, что сделал не так.

Закончилась встреча приятной церемонией вручения подарков (Лужкову вручили целую стопку книг о исследовательской и проектной работе юных москвичей, а также несколько дисков с записями на эту тему, а мэр подарил каждому школьнику мобильный телефон, пакеты с красочными книгами о Москве и пчеловодстве) и фотографированием на память.

Информация к сведению

На счету московских школьников:

три первых, одно второе, пять третьих мест по математике;

три первых, четыре вторых, шесть третьих мест по физике;

пять первых, пять третьих мест по химии;

одно первое, три третьих места по биологии;

одно первое, два вторых, пять третьих мест по экологии;

четыре первых, два третьих места по астрономии;

одно второе, одно третье место по географии;

два первых, одно второе, два третьих места по истории;

одно первое, четыре вторых, три третьих места по обществознанию;

два первых, одно второе, два третьих места по русскому языку;

два первых, три вторых, три третьих места по литературе;

три первых, одно второе, два третьих места по английскому языку;

одно первое, три вторых, два третьих места по французскому языку;

три первых, четыре вторых, три третьих мест по экономике;

четыре первых, три вторых места по основам предпринимательства и

потребительских знаний;

два первых, три вторых, два третьих места по технологии;

шесть первых, шесть вторых и одно третье место по информатике.

Таким образом, в этом году московские школьники лидируют практически по

всем предметам, заняв 43 первых, 38 вторых и 51 третье место. Таким урожайным

стал 2006 год.

Среда 31 мая

Большая делегация московских педагогов, директоров школ, ученых во главе с первым заместителем руководителя столичного Департамента образования Ларисой Курнешовой принимала участие в чествовании академика Российской академии образования Дмитрия Дмитриевича Зуева.

Произошло, в сущности, невероятное - Дмитрию Дмитриевичу исполнилось 80 лет! Не верится, ведь Дим Димыч выглядит очень молодо, полон энергии, нерастраченных сил, руководя нынче созданием «Антологии гуманной педагогики» в издательском центре Шалвы Амонашвили.

А до этого было двадцать пять лет работы в издательстве «Просвещение», которое стало благодаря своему руководителю ведущим учебным издательством в стране.

В 2002 году Дмитрию Дмитриевичу Зуеву на конкурсе «Учитель года Москвы» была вручена премия «За честь и достоинство». А на юбилей он получил в подарок от московских коллег ноутбук: теперь есть возможность наконец написать большую книгу обо всех представителях уважаемого рода Зуевых.