Наталья ПУЧКИНА, директор школы №63: «Портфолио» для каждого

С 2000 года школа №63 реализует модель мультипрофильного обучения. Особенность ее в том, что обучение на третьей ступени строится на основе индивидуальных учебных планов. Это возможно при сочетании классно-урочной и предметно-групповой форм организации учебного процесса. Достоинство модели в том, что у ребенка есть возможность на любом этапе обучения скорректировать индивидуальный учебный план, поменяв тем самым выбранный профиль.

Цель предпрофильной подготовки - создание условий для осознанного принятия решения при выборе профиля и сферы профессиональной деятельности. Для достижения этой цели выявляются интересы, склонности, способности школьников, организуется знакомство с миром профессий и способами их приобретения, оказывается психолого-педагогическая поддержка, осуществляются профпробы для девятиклассников. Результат предпрофильной подготовки - сформированная у школьников готовность к выбору профиля обучения и успешное обучение в 10-11-х классах.

Технология организации и проведения курсов по выбору заключается в том, что из предложенных 15 курсов ученик может выбрать и посетить 6 продолжительностью 17 часов. Заместитель директора по УВР составляет индивидуальный график посещения курсов каждым учеником с учетом его занятости в учреждениях дополнительного образования. Психолог проводит диагностику успешности обучения на курсах, комфортности и реализации ожиданий обучающихся. После окончания программы обучения организуется защита реферата или презентация проекта. Результат и итоговый рейтинг учащихся заносятся в «портфолио», там же помещается отзыв-рекомендация учителя-предметника. В «портфолио» или «личную карту достижений обучающихся» входит многое - от пояснительной записки об ученике, его индивидуальных особенностях, профессиональных намерениях с использованием данных индивидуальных диагностик до индивидуальных образовательных результатов (конференции НОУ, олимпиады, конкурсы, фестивали). С личной картой заинтересованные стороны начинают знакомиться с декабря, поэтому у школьников есть возможность коррекции своей образовательной деятельности - дабы с большей осознанностью подходить к конструированию индивидуального профильного учебного плана. Такая работа поддерживает мотивацию детей, поощряет их активность и ответственность, развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности, закладывает условия для реализации принципа преемственности в содержании, результатах и технологиях образования на второй и третьей ступенях.

Нина КОВАЛЕК, директор лицея №64: От горшка до кафедры

Физико-математическая направленность предъявляет особые требования к преемственности образовательных ступеней. Необходимо раннее развитие ребенка дошкольного возраста, чтобы подготовить его к обучению в начальной школе. В начальной школе обеспечивается освоение образовательных программ, а также создание широкой системы внеурочной развивающей работы, организация групп продленного дня, ведение секций, кружков и т.д. Существующий в лицее опыт отказа от классов начальной школы показал его неэффективность. Нужна преемственность начальной и основной школы в рамках одного образовательного учреждения.

Начальное общее образование является базой для овладения лицейским образованием 5-9-х классов. Эта ступень условно делится на две подступени: пролицейские и лицейские классы. В 5-7-х классах с учетом мнения детей, педагогов, психологов, родителей создаются пролицейские классы, целью которых является пробная профилизация в физико-математическом и гуманитарном направлениях. Учащиеся имеют право выбирать различные факультативные занятия, менять класс, реализовывать свои интересы в разнообразных видах деятельности и областях знаний, тем самым готовясь к выбору профиля обучения. В результате реальной практической пробы своих сил и возможностей ребенок в 8-м классе выбирает лицейский класс «своей» профильности. При этом за лицеистом остается право менять профиль по окончании любого учебного года. В физико-математическом профиле расширенно и углубленно начиная с 8-го класса изучаются сразу три предмета: физика, математика, информатика. Школьники, поступающие учиться на этот профиль, проходят предварительное собеседование, что позволяет определить индивидуальный образовательный маршрут каждого их них. Учебный год делится на два семестра (по полугодиям), в конце каждого из которых все учащиеся сдают обязательные экзамены по математике. Действует система специализации начиная с 8-го класса. Ее сущность заключается в выборе каждым школьником системы факультативных занятий, спецкурсов, кружков, индивидуальных консультаций, обеспечивающих максимальное развитие личностных качеств. Показывают свою эффективность специализации по физике, математике, информатике. Планируется создание специализаций и по гуманитарным предметам, любую из которых учащийся будет также выбирать по желанию. Таким образом, ученик выбирает своеобразный «вариативный модуль» в рамках профиля обучения, индивидуальный образовательный маршрут: например, «информатика - информационные технологии», «информатика - иностранный язык», «физика - олимпиадные задачи по математике» и другие. На специализации педагог использует формы и методы работы с учащимися, которые обеспечивают их самостоятельность, индивидуальные домашние задания. Важно, чтобы такие задания наряду с обязательным минимумом содержали и задания на размышление, повышенного уровня сложности. Третья ступень - профильный лицей - представлен физико-математическим, социально-экономическим и социально-гуманитарным классами. Для учащихся, которые не определяются с выбором варианта образовательного маршрута, существует универсальный профиль.

Светлана ПОПОВА, педагог-психолог школы №25: Не гонитесь за модой

Беда в том, что учащиеся часто не способны делать выбор, принимать решения и брать ответственность на себя. У них не сформированы навыки жизненного самоопределения. То есть сформированы две первые составляющие успешного профессионального самоопределения: информационная и ценностно-смысловая. Что же касается деятельностно-практической, то она остается западающей. То есть школьники не умеют анализировать ситуацию, ставить цели, планировать шаги по ее достижению, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию своей деятельности. Выходит, что в 9-м классе мы помещаем ученика в искусственную среду и проводим ряд мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение, забывая, что профессиональное самоопределение - это лишь составляющая жизненного самоопределения. Для которого мы, к сожалению, не создаем нужную среду.

Если мы задумаемся, даем ли право выбора детям, то напрашивается ответ «нет». Родители стараются определить ребенка в престижный первый класс, к «хорошему» учителю, не учитывая его возможностей. Дети выбирают кружки в школе, но классы углубления, профили, элективные курсы, институты зачастую выбирают родители. И не по индивидуальным особенностям, склонностям и способностям, а исходя из моды, престижности. Мы все, субъекты образовательного процесса, не создаем условия для самостоятельного выбора, так как не разработана система приобретения навыка жизненного выбора. Проблема и в том, что в психологической литературе есть критерии модели выпускника, но нет технологий достижения этой цели.

Решение возможно через изменение методов и технологий по формированию жизненного и профессионального самоопределения, т.е. перехода от формально-знаниевой к личностно-деятельностным технологиям.

Галина СНЫЧЕВА, директор школы с углубленным изучением отдельных предметов №73: Иняз - еще не профиль

Школа №73 в течение 16 лет работает в режиме углубленного изучения иностранного языка. Казалось бы, и без того «профильная». Но мы увидели, что движение в одном направлении уже не приносит положительных изменений. Пришли к выводу, что, оставаясь нацеленной только на изучение иностранного языка, сколь бы высококвалифицированным оно ни было, школа может удовлетворить потребности только узкого контингента учащихся. Для основной части учащихся знание иностранного языка, полученное за курс основной школы, является высоким и достаточным для специалиста нелингвистического профиля. Мониторинговые исследования, проводимые нами, показали, что большинство детей идеальной видят школу, которая дает им возможность интегрировать получаемые знания по различным образовательным областям. Потребность в знании иностранного языка накладывается на потребность поступления в вуз, что требует глубоких знаний по другим учебным дисциплинам. Коллектив школы оказался перед проблемой несоответствия целей обучения школы образовательным запросам учащихся. Следствие - постоянные стрессовые ситуации неуспеха, связанные как с неспособностью детей изучать иностранный язык в большом объеме, так и несовершенством системы оценивания знаний. Недостаточная сформированность интегрированных умений и навыков не позволяет учащимся чувствовать себя достаточно компетентными, что также приводит к состоянию психологического дискомфорта в обучении. Мы пришли к выводу о необходимости модернизации целей, задач и содержания образования в нашем учреждении.

Новый этап жизни школы потребовал разработки программы развития, модернизации целей и конструирования нового учебного плана. Сохранили изучение иностранного по трем перспективам - на уровне стандарта, для делового и бытового общения, для будущей профессиональной деятельности. При этом создали профили по нескольким направлениям. Одним из них стал филологический - учащиеся могут не только улучшить свои знания в области первого иностранного языка, используя для этого сеть спецкурсов, но и повысить уровень второго, который они изучали с пятого класса. Они совершенствуют язык и с помощью электронной почты, сети «Интернет». Для детей, которые не намерены выбрать иностранный язык в качестве своей будущей профессии, открыт класс информационно-технологического профиля. Тут иностранный язык не отодвинут, но приобретает иное значение. Учебно-методическое обеспечение составлено таким образом, что язык изучается сквозь призму предметов технического цикла. Сотрудничество с компанией «Сибпромсервис» позволяет организовать прохождение учащимися практики на производстве, где можно оценить уровень сформированности своих компетенций в реальной жизни.

При этом на фоне роста квалификации педагогов и роста результатов обучения обнаружили снижение уровня мотивации учащихся, особенно на третьей ступени обучения. Задумались, почему 20 процентов детей обучаются с перегрузкой, а уровень развития общеучебных умений и навыков снижается к моменту перехода в старшую школу? Отвечает ли баланс часов по образовательным областям современным требованиям? Предмет специализации, иностранный язык, имеет в своем распоряжении большое количество часов, но от него не отстают и другие. Учить всему широко и глубоко - нужно ли это для специализации? По силам ли это детям? Ученик старшей школы уже должен уметь учиться, делать это с желанием, у него должны быть сформированы нравственные ценности и профессиональные намерения. Именно основная школа должна подготовить ученика к выбору жизненного пути, к профильному образованию, освоению различных социальных ролей, развитию индивидуальных способностей и особенностей, становлению активной гражданской позиции. Реально оценить свои возможности учащиеся могут, выполняя проектные работы разного уровня.

Полосу подготовила Наталья ЯКОВЛЕВА