«Светит месяц, светит ясный...»

Отличились и девочки, которые представили свою коллекцию одежды «Нестареющая джинса» на российской олимпиаде. Увлечение творчеством, говорят, меняет ребенка даже внешне. Он начинает двигаться по-другому, ощущать себя иначе. А дело по душе находится здесь для каждого, несмотря на то что профиль у лицея технологический (мальчиков знакомят с профессией водителя и техника, а девочек обучают швейному делу).

Под руководством учителя физики Галины Макридиной, например, ребята выполнили проект «Дом, в котором я живу». Здесь и подводка электричества, и система коммуникаций, и все как в настоящем доме. Главное, что ребята применили при этом законы физики, экологии и т.д. С интересом изготавливают они настольные фонтаны с подсветкой, радиоприемники с усилителями, термометры. Учатся навешивать двери, выпиливать узорчатые наличники на окна и т.д., и т.п. Словом, каждый ребенок в этой школе получает не только знания, но и представление о том, где они могут пригодиться. Жизнь в лицее качественно изменилась в связи с введением профильного обучения.

Опыт учить не всех одинаково был у лицея и раньше, но с введением профильного обучения потребовалось нечто иное. По мнению директора лицея Марины Пашковой, профильное обучение - это прекрасная возможность для ребенка реализовать себя еще в школе как в предметном, так и в прикладном направлении. Оно дает свободу учителю, который может вести спецкурс по теме, наиболее для него близкой и интересной. А главное, развивает ребенка в нише его интереса, готовит к профессии. Чего только не придумали педагоги, предлагая девятиклассникам в последние годы от 17 до 25 элективных курсов. Что интересует ребят больше всего?

«Деловой английский язык», «Лингвистический анализ текста», «Познай себя», «Фитодизайн», «Бисероплетение», «Речевой этикет» и т.д. Примерно половина - предметы, а половина - практикоориентированные курсы. Три часа в неделю по этим дисциплинам и обучают ребят. 70 процентов времени педагоги тратят на содержание курса, а что остается - делят между двумя важными темами: «Твоя профессиональная территория» и «В мире профессий».

Разумеется, ребенку помогут найти подходящую специальность психологи, социальные педагоги и многие другие специалисты, привлеченные к работе по профессиональной ориентации. Но есть ли желание у педагогов работать в рамках профильного обучения?

- Конечно, - отвечает за коллег Ирина Васильевна Горбачева. - У детей есть все, кроме опыта. Получить свой жизненный опыт как раз и помогает профильное обучение.

- Выпуская ребят из школы, я для себя отметила, что обычно ребята выбирают то, куда идут их друзья. Или куда направят родители. Или куда посоветует учитель, - вступает в разговор Елена Юрьевна Курылева. А ведь очень важно, чтобы ребенок попробовал свои силы и определился в этом выборе сам. Пусть он ошибается, набивает шишки. Он ведь только еще начинает делать свою судьбу.

Людмила Михайловна Подобряева:

- Я вспоминаю свои школьные годы. Когда училась в седьмом классе, у нас в школе появился химический класс. В него набрали просто сильных ребят. Этот класс и определил мою судьбу. У меня практически не было выбора. А у моих учеников он, к счастью, есть. И это замечательно.

Челябинск